Самая известная картина Крамского. Любой, кто взглянет на картину, остановит на ней свой взгляд, потому что первое что ощущаешь - это высокомерное презрение. И ты заинтригован: а кто это так на меня смотрит и по какому праву? И начиная рассматривать картину и видя красивую и богато одетую девушку, человек смягчается - такой можно смотреть как угодно, она слишком красива и слишком изысканно и богато одета. Потом уже сильно приглядевшись понимаешь, что девушка не столь и красива, но величественная поза, безупречное одеяние, золотые украшения, и главное непоколебимая уверенность в себе и делают эту девушку красивой и притягивающей внимание.
Неизвестная изображена в открытом экипаже, проезжающая по Невскому проспекту на фоне Аничкина дворца. На девушке бархатная шляпка с завитыми страусиными перьями, пальто и муфта с мехом и с атласными лентами, тонкие кожаные перчатки.
Но такая одежда не говорит, что девушка принадлежит к высшему свету, скорее наоборот, хорошим тоном для высшего света было намеренно отставать от моды. Так одевались содержанки и куртизанки либо суфражистки, как например Анна Каренина из романа Льва Толстова.
Интрига картины заключена прямо в ее названии: девушка неизвестна. Сам Крамской писал картину фактически в тайне, не сообща про нее в письмах, как обычно было принято в то время. Когда он выставил ее на Передвижной выставке он так боялся реакции публики, что убежал с выставки и вернулся только перед закрытием. А публика ликовала, такого фурора на выставках не было никогда, все были в восторге от картины, а когда толпа завидела вернувшегося Крамского, его подхватили на руки и несли как героя.
Но Третьяков очень мрачно смотрел на картину, и даже слушая восторженные отзывы, не купил ее, а молча ушел.
Кстати говоря, картина приносила несчастья своим владельцам. Первый спился, второй потерял все свое имущество при пожаре, хотя картина не пострадала, третий разорился по непонятным причинам. В 1925 года картина вернулась в Россию, уже в Советский Союз и заняла почетное место в Третьяковской галерее.
Существует масса предположений о личности изображенной на картине. Это может быть и собирательный образ художника, и его жена или дочь. Но более интригующе выглядят следующие две версии.
Первая, что изображена действительно девушка легкого поведения из народа. Эту версию подтверждает и найденный в Париже в одном из частных архивов подписанный эскиз картины. На нем девушка выглядит более высокомерно, в глазах надменность, дерзость, пресыщенность собой, она действительно выглядит как невоспитанная особа, осознающая, что захватила в свои сети богатого мужчину.
На оригинале девушке был предан более благородный вид, видимо, чтоб не шокировать публику.( хотя для высокосветской дамы все равно не хватает утонченности). Даже назывался прототип - крестьянка Матрена Савишна , ставшая женой дворянина, статского советника Бестужева.
По другой версии, на картине изображена княгиня Юрьевская (Екатерина Долгорукая), любовница императора Александра II. Из-за это связи возник династический кризис, когда после смерти жены император тайно женился на любимой княжне Долгорукой и уже приказал найти в архивах Министерства двора церемониал коронования Петром Великим Екатерины I. И короновал бы свою возлюбленную Екатериной 3, но погиб от бомбы в 1881 году , взорванной первыми революционерами-народовольцами. Екатерина отрезала свои косы до пола и положила в гроб к императору, а сама уехала в Европу, потому что новый император Александр III объявил ее персоной нон-грата.
А у Крамского на тот момент был заказ от прежнего императора на портрет Екатерины. Заказ отпал сам собой. Но если Неизвестная это и есть начатая картина с Екатериной, а рядом с ней в экипаже должен был сидеть сам император?
Если это так, то черты лица Екатерины пришлось изменить, чтоб сам Крамской уже не пострадал от гнева нового императора. А может быть презрение на лице Неизвестной как раз ненависть и презрение уезжающей навсегда из своей Родины Екатерины Долгорукой? Недаром изображены на картине именно Аничкиный дворец - это палаты, где жил Александр II.
Как бы то не было, эта картина несет в себе тайну, раскрытие которой боялся сам автор и ее понял Павел Третьяков, потому и не приобрел явный шедевр для своей коллекции.
Как бы то не было, сейчас нас доступен изумительно яркий портрет Незнакомки с высокохудожественной насыщенной цветом прорисовкой и лица, и предметов ее туалета, оттеняемый бледным морозным воздухом Петербурга.
Стиль - реализм, жанр - портрет.