На написание данного пасквиля меня натолкнула беседа с товарищем, который лаконично и в псевдонаучной форме выдал мне диагноз в ответ на описание симптоматики поведения одного очень патриотичного про-украинского блогера русского происхождения. Заранее скажу, что диагноз можно ставить не только лишь обитателям территории, известной в мировом сообществе как "Украина" но и подавляющей части всех территорий бывшего СССР, и конечно жителям Российской Федерации в том числе. Но как всегда в реальной жизни, есть нюансы. У жителей Малой Руси комплексы и внутренние конфликты, сопровождающиеся невротическими нарушениями, имеют одни формы, у жителей Великой Руси - другие, а у жителей Белой Руси - я с их проблемами не так хорошо знаком, но подозреваю - третьи. Увы, но с событиями последних лет, эта проблема, как-минимум на территории Украины, усугубляется переходом вышеупомянутого диссонанса в более тяжелую стадию синдрома деперсонализации. В данном контексте имеется в виду конечно не буквальное медицинское значение, а скорее социально-политическое.
Одна из проблем россиян, как считают их оппоненты и либеральная оппозиция, это имперство. От части это, вероятно, и так. Но не только у россиян, ибо у имперства есть очень близкий родственник, микро-имперство. Симптоматику последнего часто демонстрируют страны, позиционирующие себя как бывшие колонии или каким-либо иным образом пострадавшие от гнёта Империи. При этом в реальной жизни они почти один-в-один мимикрируют не столько даже реальную модель поведения этой империи, сколько воображаемо-мнимую, риторическую. Но делает это как правило весьма практическим способом. Если имперцы готовы порой переосмыслить, признать, даже покаяться за свои деяния, то микро-имперцы почти никогда не пойдут на такое, ибо они изначально и по определению жертвы, а значит виноваты быть не могут в принципе. Подсознательно, такая установка развязывает им руки ещё больше, чем имперцам обычным, да и чем кому-бы то ни было ещё. Это только с первого взгляда кажется парадоксом, а на самом деле является вполне закономерным явлением.
У жителей РФ кризис самоидентификации начинается с самых азов - русские они или россияне. Безусловно понятно, что 79% населения РФ это официально этнические русские, что-бы мы не вкладывали в это понятие; в то время как остальные 21% русскими не являются, но являются безусловными членами русско-российского общества, гражданами этой страны, и в целом - россиянами. Степень их интегрированности в российское (или уж тем-более в русское) общество может варьироваться от максимальной до номинальной. Но это уже другая, отдельная тема, ибо все они по отдельности как правило являются мизерным меньшинством на фоне общей массы русского населения РФ. Дальше идёт больше, за последние 100 лет к национально-этническому вопросу, который сам по себе был излишне сложен и даже местами надуман, вместе с комплексами превосходства и неполноценности, одновременно парадоксальным образом свойственным тлеть на бэкграунде русского бессознательно-коллективного, добавились идеологически-социальные метания либерализма, западничества, черносотенства, коммунизма-марксизма-ленинизма в различных его проявлениях, и масса побочных, зачастую гибридных заготовок, претендующих на статус потенциально-гипотетической идеологии условного большинства. Все эти метания сделали русско-российскую самоидентификацию ещё более сложной и запутанной, чем она была изначально. Ну или могла-бы быть.
У людей, активно считающих себя украинцами, надо отдать им должное, всё выглядит значительно более просто, чтобы не сказать примитивно; хотя исходная ситуация никакой простоты не предвещала совсем и вообще. Надо также признать, что с началом так называемой СВО, риторическая позиция про-украинских идеологов стала увереннее и вместе с тем проще, многие вопросы, стоящие довольно остро на повестке дня практически в одну ночь канули в лету. Конечно, появились другие, но это пока никого не беспокоит. Украинский кейс, на мой субъективный взгляд более медицинский; он сразу и очень часто отдаёт душком явной шизофрении, но на самом деле является в большинстве случаев именно следствием проблем и расстройств на фоне трудностей самоидентификации, включая как вышеупомянутый само-идентификационно-когнитивный диссонанс, так и собственно уже деперсонализацию, наступающую как следствие предыдущего состояния. Так, вчерашний беловоротничковый блогер, западно-европейский офисный сотрудник с русской фамилией и безупречным, явно родным ему русским языком, уехал воевать на и за Украину, с тех пор запостив неоднократно на своих каналах в соц. сетях ново-обретенную и абсолютно бескомпромиссную приверженность как "украинской мове" так и прочей сопутствующей державной атрибутике. Он регулярно транслирует на своих каналах проходящую красной нитью мысль, что дескать для победы над "руснёй" необходимо сначала "убить кацапа внутри себя". Делать это нужно, естественно, посредством полного отказа от родного русского языка как в общении, так и в мыслях - все свои напутствия в Интернете (исключительно и максимально на державной мове) он заканчивает лозунгом "Русне п**да" - вчерашний культурный и безобидный человек, приличный европейский буржуа (хоть и с русской фамилией) родом, как выяснилось, из Харькова (хотя по внешнему виду и манере речи мог-бы точно с таким-же успехом быть из Самары, Екатеринбурга или Калининграда), приятный, социально-адаптированный, можно сказать интеллигентный парень лет тридцати с небольшим стал практически неузнаваем. С ним произошла, не побоюсь этого слова, полноценная метаморфоза.
Просто яркий, но сам по-себе не далеко не исключительный пример, один случай из тысяч, или десятков тысяч. Человек не просто решил принять сторону так называемой Украины в этом, по своей сути, латентном пост-имперском гражданском конфликте; нет, он категорически отрицает противоположную ему сторону во всех аспектах естества и бытия, включая собственное происхождение (судя по фамилии, чистоте русского языка, отсутствию малейших признаков украинского говора/акцента, суржика - он русский). Громогласно отказываясь от родной речи, на которой выросли, думали и говорили если не все,то уж точно подавляющее большинство его предков (вполне возможно ещё и переехавших жить, работать на Украину то-ли во времена сталинской индустриализации, то-ли в период послевоенного восстановления, ре-индустриализации региона) он отказывается от всего пласта русской самоидентификации и культуры, от всего багажа, накапливаемого сотнями лет; целиком и полностью.
Думаю, не нужно напоминать, откуда в Харькове взялись такие предприятия как харьковский завод имени Малышева, Электротяжмаш, или харьковский тракторный и турбинный заводы к примеру. Собственно история восточной части того государства, которое ныне именуется Украиной неразрывно связано как с процессами индустриализации в царской Российской Империи (собственно основание и заселение таких городов как Донецк и Луганск) так и с советской индустриализацией во всех её ипостасях как-минимум с 1926 года вплоть до начала Великой Отечественной Войны. Впрочем, если уж мы говорим конкретно про город Харьков, то "неоднозначен" он был ещё 19-м веке:
Прошло 29 лет, одна мировая война, три революции, и кровавейшая, чудовищная по своей жестокости гражданская война, и вот к 1926 году население Харькова, составлявшее в 1897 году 101 тыс.человек уже насчитывает 417 тыс., из которых лишь только 154 тыс. значатся "русскими" а уже 160 тыс. "украинцами". Каковы были критерии, это уже, я полагаю, отдельный вопрос, ибо статистика по использованию русского языка и украинской "мовы" может сильно отличаться от соотношения национального состава выше. В любом случае, население города каким-то образом увеличилось более чем в 4 раза за менее чем 30 лет, а соотношение украинцев к русским изменилось в пользу первых диаметрально (грубо говоря с 60% до 30%). Правда к переписи 1937-го года население Харькова уже насчитывает 759 тыс. человек, но только вот их национальная принадлежность вызывает больше вопросов, чем предоставляет ответов. Вообще, по переписи 1937-го года, население большинства городов восточной УССР увеличилось в разы по сравнению с данными от 1926 года; население Запорожья составило 440% от населения по прошлой переписи; Днепропетровск - 450%, Горловка - 450%, a Краматорск - 759%, Кривой Рог - скромные 326% от численности населения в 1926 году. Вопрос: откуда вообще взялись все эти люди? В целом, население УССР в 1926 г.- 23.2 млн; на 1-е января 1941 г. - 40.9 млн. Бабы-стахановки нарожали? Или, появляется мысль, неужто этот феномен как-то связан со сталинской индустриализацией? А все эти появившиеся ниоткуда люди точно были украинцы, или они таковыми стали уже позже? По переписи 1939 г., население Харькова состоит на 48.5% из "украинцев" в количестве 403 606 человек, против "русского" меньшинства, насчитывающего всего 29.7% в количестве порядка 274 тыс. человек. При этом в сумме, население Харькова уже исчисляется 832.9 тыс. человек, то есть население города увеличилось в 8 раз после переписи 1897 г., в то время как "русских" по отношению к "украинцам" стало в 2 раза меньше. Удивительная перемена для относительно короткого срока в менее, чем полвека! Напомню: население РСФСР в 1926 г. составляло 100.8 млн. человек, а в 1939 г. - 108.9 млн. Прирост порядка 8%, против "украинского" прироста с 29 млн. до 40.12 млн к 1939 г. (рост в 38%). В общем, бабы-стахановки были только на Украине, а российские женщины (всех национальностей) явно относились к собственной репродуктивной функции без рвения и энтузиазма. Ну либо так, либо просто несколько миллионов человек из РСФСР переехали на Украину сначала строить, а затем и работать на только что построенных заводах, предприятиях и иных инфраструктурных объектах.*
Данные всех этих переписей порой носят двоякое значение и редко отвечают на самые интересные для нас ныне вопросы. Начали ведь мы обсуждать эту тему с примера ненависти экс-русскоязычного харьковчанина к проклятой "русне". Так вот, ещё парочка цифирей в копилку загадок: по переписи 1937 года общая численность "русских" в СССР составляла 93.9 млн человек, "украинцев" 26.4 млн. человек в то время как при проведении переписи населения СССР в 1926 году всего русского населения было зафиксировано 77.8 млн а украинцев - 31.2 млн. Объяснить такую разницу можно лишь только двумя способами. Самый вероятный - фактический подлог посредством изменения критериев национальной принадлежности, когда при необходимости вполне себе русские люди вдруг на бумаге становятся "украинцами" и наоборот. Но кто-то увидит в этом прямое следствие печально известного голодомора, при этом наверное объяснив взрывной рост "русского" населения чрезвычайным улучшением демографической ситуации исключительно среди этнических русских граждан (как-будто голод никак не касался населения РСФСР или этнического русского населения на территории УССР). На таблице ниже можно заметить, как с 1939 г. по 1959 г. популяция "русских" увеличилась в СССР только лишь на 14.5%, в то время как "украинцы" приросли за этот-же период на 32.7%. Поменялась конъюнктура, и опять стало модно быть "украинцем"? К следующей переписи в 1979 г. тенденция вновь изменилась на противоположную. За то с 1979 г. по 1989 г. вновь наблюдается практически паритет, как это и было в период с 1897 по 1926 гг.
К чему все эти цифры? При чем тут деперсонализация или кризис самоидентификации? Да при том, что если ты начинаешь ненавидеть родной язык, на котором говорил с рождения не только лишь ты, но и все, хотя пусть даже половина твоих предков, то ты начинаешь также ненавидеть саму культуру, в которой родился, вырос и которую унаследовал; если ты сам по национальности условно говоря русский, представляешь собой смесь "русского" и "украинца" но при этом ненавидишь животной ненавистью всю "русню" и всё, что связано с Россией, то у тебя, спешу огорчить - проблемки с психикой, дружок. Мы сейчас даже не про войну говорим, воевать люди могут меж собой по самым разным поводам сколько угодно. Можно вспомнить гражданскую войну в США, многочисленные эпизоды резни в истории Франции, Кромвельские подвиги в Англии, совсем недавнюю (относительно) гражданскую войну в Испании, и далее в таком духе. В данном-же случае, мы говорим про животную ненависть, презрение, такого рода чувства к собственному происхождению, к собственным предкам, к собственному цивилизационно-культурному наследию, то есть опосредованно - к себе. Когда по сути, с такой риторикой, глядя в зеркало надо убивать самого себя; разум же подсказывает, что убивать конечно надо, но не всего себя целиком, а только лишь ненавистную тебе в самом себе (москале-кацапскую) часть. В общем, это клиника, и вместе с тем, это реальность, которую сейчас можно лицезреть в товарных количествах.
*важно ещё рассмотреть и сопоставить численность сельского населения в УССР и РСФСР в 1897, 1926, 1937, 1939 и 1959 годах. Данные по переписи населения от 1937 г. скудны, так как эта перепись была признана несостоявшейся, а многие её организаторы - репрессированы. Но некоторые данные по ней сохранились, и не должны оставаться без внимания. Понятное дело, что потери 1914-1921 годов, голод начала 1930-х годов, далее репрессии на протяжении 1931-1938 гг., далее трагические события Великой Отечественной Войны тоже оказали громадное влияние на демографические тенденции, но вместе с тем во многом касались в одинаковой степени всех этнических групп, проживающих на территории европейской части СССР.