Найти тему
Мысли о важном

“Трудно быть богом” Стругацких. Людей не изменить?

Недавно прочитал повесть братьев Стругацких “Трудно быть богом”, которая и за роман сойдет, по ее глубине и плотности, и остался под глубоким впечатлением. Это начало всей современной попаданческой литературы, которая так и не поняла смысла повести, и продолжают играть в прогрессорство, не понимая, что один, даже очень хороший и умный человек, не сможет изменить ход вещей. А даже если изменит, обладая послезнанием, то только незначительно и на очень короткое время, и все вернется на круги своя.

Сотрудники Института экспериментальной истории из доброго коммунистического будущего Земли внедряются в феодальное средневековое общество, вооруженные теорией истории феодального строя, и пытаются, по мере сил, уберечь ученых и изобретателей, на которых идет охота. И потихоньку воспитывать в людях желание к изменению. Это и называется прогрессорство, насильное притягивание отстающие общества и цивилизации к якобы идеалу, коим является коммунистическое, пока не существовавшие общественная формация, живущая только на бумаге. Попытки построения коммунистический обществ как раз и славился двадцатый век, но оплот этого строя СССР сам не был таковым, всего лишь государственным капитализмом с социальными благами и достижениями, но постоянно скатывающийся в феодальную основу, строящиеся на самой прочной сословной пирамидальной общественной структуре, как говорил лекарь Будах.

Кадр из фильма "Трудно быть богом" А.Германа
Кадр из фильма "Трудно быть богом" А.Германа

Все ли цивилизации должны встраиваться в систему неизбежного перехода от рабовладельческого к феодальному, а феодальный к капиталистическому строю, а потом к социализму и коммунизму. Все ли цивилизации должны проходить именно этот путь, как европейские страны, построившие свои нынешние технические достижения на неизбежном строительстве колониальных империй, полных дешевых природных ресурсов и рабочей силы. Зачем феодальным обществам Азии или Африки проходить путь самостоятельно, если им достаточно дать все технические и демократические достижения западных цивилизаций. Мы видим, как это сработало в странах Африки и Азии, это не привело к изменению сущности страны, к ее культурному, в понимании европейцев уровню, вирусы, зараза, антисанитария, грязь и разруха соседствуют с гигантскими производствами и мегаполисами, как в Индии или Китае. Сохраняется такая же многовековая социальная структура, кастовая, иерархическая, эмираты и султанаты, брахманы и шудры. Прогресс ничего в их мире и мировоззрении не изменил.

Не изменил прогресс, сопряжённый с развитием капитализма и западное общество, которое по-прежнему является средневековым, с его донами Рэбами, чистками, преследованием инакомыслящих, назови это хоть инквизицией, Великой Французской революцией, сексуальной революцией или толерантностью и мультикультурностью. Подстраиваясь под другие культуры, европейцы теряют свои традиции, которые и держат человека на этой земле, что-то обязано быть неизменным. Стабильным, независящим от политических и экономических кризисов, внешних и формальных, основанных на традициях и религии, села и маленькие города живут везде одинаково, кузнецы куют, а пекари пекут хлеб, крестьянин сеет пшеницу, а мясник делает колбасу. Люди примут все как должно, лишь бы их не трогали, а борьба за свободу ведет лишь к очередной диктатуре, для укрепления которой нужны жертвы из несогласных или неправильных классов, или сословий, этого мы навидались за историю человечества тысячи раз.

Нищета в Индии. Наши дни
Нищета в Индии. Наши дни

И дон Румата, молодой историк, так вживается в роль, что из него выходят все его гуманитарные принципы и идеи, проявляется человеческое желание мстить и карать, по его мнению, диких и варварских порядков, но убивший дракона сам становится им, по сказке Шварца, ничего не меняется, после культа личности свобода, а после опять заморозки, люди шепчутся, ругаются на кухне, но приспосабливаются. Никакого коммунизма быть не может, человек не может стать добрым, только родиться, как Кира, и воспитание поможет только тем, кто таким и являлся, по методам и предлагаемым результатам воспитателям, но с других сразу слетает налет правильности, что можно видеть и в Гражданскую войну, и после распада СССР, люди превращались в зверей, отходили к базовым настройкам, и благородные белые офицеры, и истовые коммунисты.

Дайте оружие, и мы наведем здесь порядок, говорит профессиональный бунтовщик Арата, но Румата понимает, что свобода приведет только перераспределению земель среди соратников бунтовщиков и только к хаосу и то временному, потом недовольных нужно устранять, чтобы не потерять власть, натравливая людей друг на друга и бесконечно разделать, и властвовать. Все теоретики и знатоки знают как надо, но тонут в практике жизни, и жалуются, что народ не тот или что не учли каких-то факторов, будто история структурированный физический процесс, страна-поле для экспериментов, а жители подопытные кролики, гумус для светлого будущего. Труд и знание, которое бесконечно обесценивается, заменяют деньги и адаптивность, воспринимаемое за ум. Чему могут научить коммунары, если их просто объективно не может существовать, только в мечтах Стругацких, и то, для контраста?