Одной из принятых в 2022 году антикризисных мер стало предоставление высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации права на определение дополнительных оснований осуществления закупок у единственного поставщика, помимо перечисленных в ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Указанные основания могут быть распространены на заказчиков соответствующего субъекта Российской Федерации. Само же право было предоставлено ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ и первоначально распространялось на 2022 год. С 04.11.2022 период, в течение которого субъекты Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им полномочиями, был продлен на 2023 год. Субъекты Российской Федерации не преминули воспользоваться предоставленной им возможностью и распространили действие актов, принятых ранее в развитие ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ, на 2023 год. В связи с изложенным, применение дополнительных оснований осуществления закупки у единственного поставщика не перестает быть актуальным.
Следует отметить, что субъекты Российской Федерации различно подошли к определению оснований закупки у единственного поставщика. Рассмотрим примеры таких различий на примере закупок лекарственных препаратов.
В Постановлении Правительства Новгородской области от 22.03.2022 № 136 (п. 1.3) предусмотрено, что одним из оснований осуществления закупки у единственного поставщика является «осуществление закупки лекарственных препаратов … в целях обеспечения граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение лекарственными препаратами …». В постановлении не определяется сумма такой закупки, а также иные условия ее проведения, кроме одного: категории пациентов.
В Постановлении Кабинета Министров Республики Адыгея от 18.03.2022 № 58 (п. 2) указано, что заказчики могут закупать любые лекарственные препараты и для любой категории пациентов, но при условии, что сумма закупки не будет превышать «1 миллион рублей». В Постановлении Администрации Костромской области от 16.03.2022 № 89-а (п. 11) предусмотрено «осуществление закупки лекарственных препаратов…департаментом здравоохранения Костромской области или находящейся в его ведении медицинской организацией в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с Федеральным законом, а также если разрешение на осуществление такой закупки медицинской организацией установлено решением учредителя данной медицинской организации».
ФАС России ранее высказывало свою позицию по вопросу принятия субъектами Российской Федерации соответствующих актов. В письме от 17.03.2022 № МШ/22107/22 ведомство отметило, что «решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки». При наличии возможности осуществления конкретных закупок, по мнению ФАС России, заказчики должны проводить конкурентные закупки, а не пользоваться предоставленными им основаниями закупок у единственного поставщика. Таким образом, если заказчик конкретного субъекта Российской Федерации видит в акте соответствующего субъекта Российской Федерации конкретное основание для закупки у единственного поставщика, которое ему подходит, то при его применении следует обязательно учитывать позицию ФАС России, чтобы избежать негативных последствий в дальнейшем. В частности, в решении Кабардино-Балкарского УФАС России от 16.06.2022 по делу № 007/06/99-408/2022 отмечено, что заказчиком не соблюдены положения Закона № 44-ФЗ, т.к. доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между заключением заказчиком контракта и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций не представлено, а также не представлено подтверждение срочности заключения указанного контракта. Более того, заказчиком не предпринималась попытка объявления конкурентной процедуры на выполнение соответствующих работ. Таким образом, по мнению УФАС России у заказчика отсутствовали правовые основания для заключения контракта.
Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 4 (104), апрель 2023 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:
И на Рутуб: https://rutube.ru/video/a48f1de1b82a715797e46ce043e1af64/