Найти в Дзене
Анатомия Армии.

Москитный флот России. пр. 122 Большой Охотник “Артиллерист”. СССР 1939-1955 гг.

Разработка проекта большого охотника БО-2 началась в конце 1936 года. Головной корабль “Артиллерист” был заложен в конце 1939 года, однако до начала Великой Отечественной войны вступили в строй всего два корабля. По результатам их испытаний рабочая документация подверглась корректировке, и крупносерийное строительство охотников началось уже во второй половине 1941 года. Всего до окончания войны от промышленности было принято 17 кораблей, причем их строительство продолжалось и после войны, до конца 50-х годов. Несколько сот охотников за подводными лодками американского производства, неплохо действовали у английского побережья и в водах Средиземного моря, во время первой мировой войны. Боевой опыт показал, однако, что желательно увеличить размеры и скорость этих кораблей, поскольку охотникам надлежало связывать решительные и безнаказанные действия подводных лодок, заставляя их отступать и маневрировать. В соответствии с этой концепцией советские кораблестроители еще перед войной создали
Оглавление
Разработка проекта большого охотника БО-2 началась в конце 1936 года. Головной корабль “Артиллерист” был заложен в конце 1939 года, однако до начала Великой Отечественной войны вступили в строй всего два корабля.
По результатам их испытаний рабочая документация подверглась корректировке, и крупносерийное строительство охотников началось уже во второй половине 1941 года.

Всего до окончания войны от промышленности было принято 17 кораблей, причем их строительство продолжалось и после войны, до конца 50-х годов.

Большой охотник БО-2
Большой охотник БО-2

Несколько сот охотников за подводными лодками американского производства, неплохо действовали у английского побережья и в водах Средиземного моря, во время первой мировой войны.

Боевой опыт показал, однако, что желательно увеличить размеры и скорость этих кораблей, поскольку охотникам надлежало связывать решительные и безнаказанные действия подводных лодок, заставляя их отступать и маневрировать.

В соответствии с этой концепцией советские кораблестроители еще перед войной создали большой охотник БО-2 типа "Артиллерист" водоизмещением более 200 т.

Большой охотник БО-2
Большой охотник БО-2

К началу Великой Отечественной войны корабли, заложенные на одной из волжских верфей, были построены и осенью 1941 года известный советский катерник, впоследствии контр-адмирал Б. В. Никитин получил приказ принять несколько больших охотников для включения их в состав Каспийской военной флотилии.

Прибыв в Баку, Никитин увидел у причала эти корабли - с узкими стальными корпусами, носы которых были приподняты, что делало их похожими на маленькие миноносцы.

Перед приемной комиссией встала проблема использования больших охотников, так как в условиях войны переброска их на Балтику и на Белое море стала невозможной. Решено было сделать из охотников корабли охранения танкерного флота на Каспии.

Поскольку главным противником здесь были фашистские самолеты, а против них вооружение больших охотников было неэффективным, глубинные бомбы с катеров сняли, усилив артиллерийское вооружение 37-мм зенитным автоматом и еще одним крупнокалиберным пулеметом.

Большой охотник БО-2
Большой охотник БО-2

К концу декабря 1941 года, все катера были переданы Каспийской флотилии. В последующие месяцы они сопровождали танкеры с жидким топливом на Каспии и Волге, участвовали в боях под Сталинградом в составе Волжской флотилии.

ОТ АВТОРА:

Большой Охотник -2 проекта 122 оказался не только на редкость удачным, но и ПЕРВЫМ кораблём ВМФ СССР, вооруженный УНИВЕРСАЛЬНЫМ орудием Главного Калибра!

Близкий по назначению и даже силуэту к американскому большому охотнику типа PC, БО-2 по своим техническим данным превосходил все зарубежные аналоги.
А его конструктивная схема — стальной цельносварной корпус и надстройки из алюминиевого сплава — стала классической для многих послевоенных поколений боевых катеров и кораблей.
Большой охотник БО-2
Большой охотник БО-2

Большой охотник БО-2 пр. 122а "Артиллерист", 1940 г.

  • Водоизмещение 240 т, длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м,
  • Суммарная мощность трех дизелей 3300 л. с., скорость хода 25 узлов.
  • Длина наибольшая 49, ширина 5,8, среднее углубленна 2 м.
  • Вооружение: 76-мм орудие, два 37-мм зенитных автомата, три 12,7-мм пулемета, два бомбосбрасывателя, 18 больших глубинных бомб, 16 малых глубинных бомб, 16 мин.

Строились на Волге для Каспийской флотилии. Всего построено 2 единицы.

Большой охотник БО-2 пр. 122-бис "КИРОВЕЦ", 1944 г.

  • Водоизмещение серийного охотника 240 т, длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м,
  • суммарная мощность трех отечественных дизелей типа “38-НРН-8” или американских “Дженерал моторе” 3360 и 3600 л. с. соответственно, скорость хода 24—25 узлов.
  • Вооружение: одно 76-мм орудие (на некоторых 85-мм), два 37-мм автомата, два спаренных 12,7-мм пулемета, два бомбомета, 18 — больших и 16 малых глубинных бомб.

В пер­вое по­сле­во­ен­ное де­ся­ти­ле­тие строи­тель­ст­во боль­ших охот­ни­ков, в це­лом хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­ших се­бя в го­ды вой­ны, про­дол­жа­лось.

Де­ся­ти­лет­ним пла­ном на­ме­ча­лось по­стро­ить в 1946-1955 гг. 345 та­ких ко­раб­лей.

Боль­шие охот­ни­ки за под­вод­ны­ми лод­ка­ми пр. 122-бис строи­лись круп­ной се­ри­ей и в не­сколь­ких мо­ди­фи­ка­ци­ях.

При этом из­ме­не­ние так­ти­ко-тех­ни­че­ских эле­мен­тов ка­са­лось воо­ру­же­ния и вы­зван­но­го им не­ко­то­ро­го уве­ли­че­ния глав­ных раз­ме­ре­ний и об­во­дов кор­пу­са.

Гид­ро­аку­сти­че­ские стан­ции за­ме­ня­лись на бо­лее со­вер­шен­ные об­раз­цы, ко­раб­ли ос­на­ща­лись ра­дио­ло­ка­ци­он­ны­ми стан­ция­ми об­на­ру­же­ния воз­душ­ных и над­вод­ных це­лей.

Ор­га­ни­за­ция по­строй­ки боль­ших охот­ни­ков пр. 122 бис на за­во­де име­ни Горь­ко­го в г. Зе­ле­но­доль­ске осу­ще­ст­в­ля­лась по­точ­но-по­зи­ци­он­ным ме­то­дом.
Это по­зво­ля­ло сда­вать фло­ту еже­год­но по 25-30 ко­раб­лей. Та­кая по­точ­ная ли­ния по по­строй­ке ко­раб­лей яв­ля­лась пер­вой в на­шей стра­не.

Использованы материалы порталов:

  • http://www.weltkrieg.ru
  • http://mkmagazin.almanacwhf.ru "Моделист-Конструктор"
  • http://world.guns.ru
  • http://www.arms.ru

Статьи по теме:

  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. ФЛОТ России.
  • Почему РИ линкоры строила, а СССР нет? Часть-III.
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering" 21.09.2019 г.
последняя дата изменения 08.04.2023 г.