Разработка проекта большого охотника БО-2 началась в конце 1936 года. Головной корабль “Артиллерист” был заложен в конце 1939 года, однако до начала Великой Отечественной войны вступили в строй всего два корабля.
По результатам их испытаний рабочая документация подверглась корректировке, и крупносерийное строительство охотников началось уже во второй половине 1941 года.
Всего до окончания войны от промышленности было принято 17 кораблей, причем их строительство продолжалось и после войны, до конца 50-х годов.
Несколько сот охотников за подводными лодками американского производства, неплохо действовали у английского побережья и в водах Средиземного моря, во время первой мировой войны.
Боевой опыт показал, однако, что желательно увеличить размеры и скорость этих кораблей, поскольку охотникам надлежало связывать решительные и безнаказанные действия подводных лодок, заставляя их отступать и маневрировать.
В соответствии с этой концепцией советские кораблестроители еще перед войной создали большой охотник БО-2 типа "Артиллерист" водоизмещением более 200 т.
К началу Великой Отечественной войны корабли, заложенные на одной из волжских верфей, были построены и осенью 1941 года известный советский катерник, впоследствии контр-адмирал Б. В. Никитин получил приказ принять несколько больших охотников для включения их в состав Каспийской военной флотилии.
Прибыв в Баку, Никитин увидел у причала эти корабли - с узкими стальными корпусами, носы которых были приподняты, что делало их похожими на маленькие миноносцы.
Перед приемной комиссией встала проблема использования больших охотников, так как в условиях войны переброска их на Балтику и на Белое море стала невозможной. Решено было сделать из охотников корабли охранения танкерного флота на Каспии.
Поскольку главным противником здесь были фашистские самолеты, а против них вооружение больших охотников было неэффективным, глубинные бомбы с катеров сняли, усилив артиллерийское вооружение 37-мм зенитным автоматом и еще одним крупнокалиберным пулеметом.
К концу декабря 1941 года, все катера были переданы Каспийской флотилии. В последующие месяцы они сопровождали танкеры с жидким топливом на Каспии и Волге, участвовали в боях под Сталинградом в составе Волжской флотилии.
ОТ АВТОРА:
Большой Охотник -2 проекта 122 оказался не только на редкость удачным, но и ПЕРВЫМ кораблём ВМФ СССР, вооруженный УНИВЕРСАЛЬНЫМ орудием Главного Калибра!
Близкий по назначению и даже силуэту к американскому большому охотнику типа PC, БО-2 по своим техническим данным превосходил все зарубежные аналоги.
А его конструктивная схема — стальной цельносварной корпус и надстройки из алюминиевого сплава — стала классической для многих послевоенных поколений боевых катеров и кораблей.
Большой охотник БО-2 пр. 122а "Артиллерист", 1940 г.
- Водоизмещение 240 т, длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м,
- Суммарная мощность трех дизелей 3300 л. с., скорость хода 25 узлов.
- Длина наибольшая 49, ширина 5,8, среднее углубленна 2 м.
- Вооружение: 76-мм орудие, два 37-мм зенитных автомата, три 12,7-мм пулемета, два бомбосбрасывателя, 18 больших глубинных бомб, 16 малых глубинных бомб, 16 мин.
Строились на Волге для Каспийской флотилии. Всего построено 2 единицы.
Большой охотник БО-2 пр. 122-бис "КИРОВЕЦ", 1944 г.
- Водоизмещение серийного охотника 240 т, длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м,
- суммарная мощность трех отечественных дизелей типа “38-НРН-8” или американских “Дженерал моторе” 3360 и 3600 л. с. соответственно, скорость хода 24—25 узлов.
- Вооружение: одно 76-мм орудие (на некоторых 85-мм), два 37-мм автомата, два спаренных 12,7-мм пулемета, два бомбомета, 18 — больших и 16 малых глубинных бомб.
В первое послевоенное десятилетие строительство больших охотников, в целом хорошо зарекомендовавших себя в годы войны, продолжалось.
Десятилетним планом намечалось построить в 1946-1955 гг. 345 таких кораблей.
Большие охотники за подводными лодками пр. 122-бис строились крупной серией и в нескольких модификациях.
При этом изменение тактико-технических элементов касалось вооружения и вызванного им некоторого увеличения главных размерений и обводов корпуса.
Гидроакустические станции заменялись на более совершенные образцы, корабли оснащались радиолокационными станциями обнаружения воздушных и надводных целей.
Организация постройки больших охотников пр. 122 бис на заводе имени Горького в г. Зеленодольске осуществлялась поточно-позиционным методом.
Это позволяло сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей. Такая поточная линия по постройке кораблей являлась первой в нашей стране.
Использованы материалы порталов:
- http://www.weltkrieg.ru
- http://mkmagazin.almanacwhf.ru "Моделист-Конструктор"
- http://world.guns.ru
- http://www.arms.ru
Статьи по теме:
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. ФЛОТ России.
- Почему РИ линкоры строила, а СССР нет? Часть-III.
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering" 21.09.2019 г.
последняя дата изменения 08.04.2023 г.