Найти в Дзене
Анатомия Армии.

Москитный флот России. пр. 192. Речной бронекатер. СССР 1951 г.

Дальнейшим развитием проекта 191М, стал бронекатер проекта 192, в котором избавились от основных недостатков пр. 191М. Техническое задание требовало усилить бронирование, улучшить мореходность, изменить компоновку чрезмерно затесненного моторного отсека, перевести электрооборудование на единое напряжение. В 1949 году ЦКБ-19 получило задание на проектирование нового БКА для замены катеров проекта 191М. Проект получил номер 192. Главным конструктором был назначен Ю .Ю. Бенуа. От конструкторов требовалось увеличить стойкость броневого экрана, поэтому его толщину довели до 10 мм (против 7 мм на корабле проекта 191М), а угол наклона увеличили до 150° (90° на проекте 191М). Кроме того, за броней экрана был приварен тавровый профиль, увеличивающий жесткость конструкции (на проекте 191М он отсутствовал). Толщина же «основной» брони увеличилась всего на 1 мм и составила 8 мм. Таким образом, экран оказался даже толще «основной» брони, поэтому такую систему защиты уже с полным основанием можно на
Оглавление
Дальнейшим развитием проекта 191М, стал бронекатер проекта 192, в котором избавились от основных недостатков пр. 191М. Техническое задание требовало усилить бронирование, улучшить мореходность, изменить компоновку чрезмерно затесненного моторного отсека, перевести электрооборудование на единое напряжение.
бронекатер проекта 192
бронекатер проекта 192

В 1949 году ЦКБ-19 получило задание на проектирование нового БКА для замены катеров проекта 191М. Проект получил номер 192. Главным конструктором был назначен Ю .Ю. Бенуа.

От конструкторов требовалось увеличить стойкость броневого экрана, поэтому его толщину довели до 10 мм (против 7 мм на корабле проекта 191М), а угол наклона увеличили до 150° (90° на проекте 191М). Кроме того, за броней экрана был приварен тавровый профиль, увеличивающий жесткость конструкции (на проекте 191М он отсутствовал). Толщина же «основной» брони увеличилась всего на 1 мм и составила 8 мм. Таким образом, экран оказался даже толще «основной» брони, поэтому такую систему защиты уже с полным основанием можно назвать разнесенным бронированием. Броневую защиту траверзов, борта вне цитадели и палубы оставили без изменений. Серьезные изменения претерпело бронирование рубки.

В отличие от танка, где командир находится в башне и оттуда наблюдает за обстановкой (а на некоторых типах танков выполняет и функции наводчика) командир бронекатера располагается в боевой рубке, защита которой значительно уступает бронированию башни.

Одно удачное попадание в боевую рубку вполне могло вывести катер из строя.

Разумеется, полностью забронировать боевую рубку броней толщиной 30-45 мм было невозможно - это резко ухудшило бы остойчивость катера, поэтому приняли довольно оригинальное решение.
Бронирование передней стенки имело схему 14 -I- 10 мм, кормовой - 10-1-8 мм.
Боковые стенки, а также двери в рубку выполнялись из однослойной брони высокой твердости толщиной 30 мм, крыша имела толщину 10 мм.

Бронирование артиллерии осталось без изменений. Общий вес брони составил 14,65 т, то есть 21,8 % от полного водоизмещения.

Таким образом, по уровню защиты проект 192 превосходил своего «старшего брата», не говоря уже о бронекатерах ранних проектов.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МК-85 на МБК пр. 186
УНИВЕРСАЛЬНАЯ МК-85 на МБК пр. 186

Вооружение осталось практически таким же, только пулеметные башенки 2М-6 заменили более современными 2М-6Т, а на стволе 85-мм пушки установили пламегаситель.

Для улучшения компоновки моторного отсека его длину увеличили на 1 м (с 4500 до 5500 мм).

На первый взгляд, настойчивое требование ВМФ улучшить мореходность нового бронекатера при том, что она у предшественников не вызывала до сих пор каких-либо нареканий, может показаться странным. Однако дело в том, что эти корабли планировали использовать как на реках, так и в шхерных районах Балтийского моря или акваториях больших озер и закрытых морей (таких, как Каспийское).

Иначе говоря, катера проекта 192 должны были продолжить линию развития Морских бронекатеров, постройка которых в перспективе больше не планировалась, так как к ним относились исключительно как к «крайней военной необходимости».

Однако существенно улучшить мореходность можно было, только увеличив высоту борта в оконечностях, тем самым, устранив характерный «горб». Сделать это при жестко лимитированном водоизмещении, прежнем вооружении и силовой установке было возможным только за счет бронирования, на что конструкторы, естественно, не пошли.

В результате БКА проекта 192 получил незначительный подъем палубы в носовой оконечности, кроме того, была усилена общая прочность корпуса за счет утолщения листов днищевой обшивки и увеличения числа продольных связей. Таким образом, прочностные характеристики корпуса должны были обеспечить безопасное плавание без ограничения скорости при состоянии моря до 3 баллов, а на пониженных оборотах двигателя - до 4 баллов.

Корпуса двух первых предсерийных катеров проекта 192, как и их предшественников, были изготовлены из стали Ст.3 и броневой стали 2П (в дальнейшем первую планировалось заменить сталью СХЛ-4, а вторую - сталью АК-16).

Электрооборудование бронекатера проекта 192 перевели на единое напряжение 24 В. В моторном отсеке установили два дизель-генератора КГ-5.6 (24 В).

Технические характеристики катера проекта 192

  • Водоизмещение: - полное - 64,3 т,
  • Размеры: длина - 27,47 м, ширина - 4,42 м, углубление - 0,73 м;
  • бронирование: палуба над цитаделью 10 мм, пояс цитадели 10 + 8 мм, пояс в оконечностях 7 мм, - траверзы 7 + 7 мм, - крыша боевой рубки 10 + 8 мм, - стенки боевой рубки 14+10 мм;
  • главная энергетическая установка: два дизельных двигателя М-50 суммарной мощностью 2000 л.с.;
  • скорость хода: полная - 22,8 уз, экономическая — 14,0 уз;
  • дальность плавания расчетная при полном запасе топлива (4,95 т) экономическим ходом - 610 миль;
  • вооружение: 1 х 1 85-мм универсальное орудие МК-85 в обеспечении ПУС МБК-191, 2x2 14,5-мм пулемета в башенной установке 2М-6Т-2; экипаж - 16 человек

Корабль проекта 192 можно по праву считать самым совершенным из всех, когда-либо созданных в Советском Союзе бронекатеров, да и, пожалуй, во всем мире.

Проектирование хорошо вооруженного и защищенного корабля в пределах жестко ограниченного водоизмещения свидетельствует об огромном опыте и высочайшей квалификации сотрудников ЦКБ-19, и, прежде всего - главного конструктора отечественных БКА Ю. Ю. Бенуа.

К сожалению, судьба катера сложилась неудачно: два проектов 192/1 (зав. № 400) и 192/11 (зав. № 401) были построены и сданы Ижорским заводом в 1951 году, причем их строительство велось параллельно с постройкой серии БКА проекта 191М, которую планировалось закончить в 1952 году, а со следующего года начать строительство новых бронекатеров. Первые катера предназначались для отработки конструкции и незначительно отличались друг от друга. Оба корабля были подвергнуты интенсивным испытаниям в 1951-1952 годах.

Мореходные испытания проводились на Черном море в Севастополе. Один из катеров при этом с честью выдержал 4-бальный шторм. По результатам испытаний был составлен перечень замечаний, подлежащих устранению при серийной постройке (всего 73 пункта).

Судьбу кораблей проекта 192 решило специальное постановление правительства, которое имело под собой достаточно веские основания.
Прежде всего, в начале 1950 года обстановка на границах СССР оказалась самой благоприятной за всю историю государства: «братские страны социализма» и дружественная Финляндия - на Западе, социалистический Китай - на Востоке.
В этих условиях дальнейшее строительство большого количества речных кораблей представлялось неоправданной тратой денег.

ОТ АВТОРА:

Однако, не прошло и 5-ти лет, как резко ухудшились отношения с КНР, не принявшей вранья Хрущёва о Сталинских репрессиях на 20-м Съезде КПСС и потребовалось снова создавать речные силы на Амуре.

Речной бронекатер БКА пр. 191/192 сзади и Речной бронекатер БКА пр. 1204 Шмель.
Речной бронекатер БКА пр. 191/192 сзади и Речной бронекатер БКА пр. 1204 Шмель.

И тем удивительнее и непостижимо, что для последующих Амурских бронекатеров заказчики снова вернулись к танковым башням, не имеющим возможности зенитной и навесной стрельбы под управлением катерного СУО...

  • ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ Дзен.Канала Русский Инжиниринг
  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. ФЛОТ России.
  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. АВТОМАТЫ РККА.
  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. АВИАЦИЯ РККА.
  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Бронетехника РККА.
  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. АЛЬТЕРНАТИВА.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

  1. Почему РИ линкоры строила, а СССР нет? Часть-III.
  2. Часть V... Ракетное Вооружение РККА.
  3. Часть V... Артиллерия и Миномёты
  4. Часть V... Стрелковое вооружение
  5. Часть VI.. Радиосвязь в РККА
Автор: Сергей Иванов Инженер-механик 05.03.2023 г.
последняя дата изменения 09.04.2023 г.