В начале XX века зародилось искусство отечественной анимации. Первые кукольные мультфильмы были созданы балетмейстером Мариинского театра Александром Ширяевым. Однако, еще одним пионером русской анимации стал биолог Виктор Старевич. В 1912-1913 годах он представил серию кукольных лент, где главными героями были насекомые, а самой известной стала "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами".
В середине 20-х годов прошлого века появились первые рисованные мультфильмы в России. В золотой фонд анимации вошли многие мультфильмы эпохи соцреализма, датированные 40-50-ми годами XX века. В то время, как страна переживала период "оттепели", эксперименты с авангардной анимацией становились все более популярными. Но, несмотря на это, эпоха застоя стала наиболее плодотворной в истории русской анимации. Именно тогда было создано наибольшее количество рисованных и кукольных мультфильмов для детей, которые до сих пор являются цитируемыми и нежно любимыми в каждой семье.
«Малыш и Карлсон» и «Трое из Простоквашино» уже давно стали классикой детского кинематографа. Но мало кто знает, каким был творческий процесс за кадром этих шедевров.
Малыш и Карлсон
Режиссер Борис Степанцев на протяжении долгих лет искал идеального актера для роли Карлсона. Он перепробовал множество именитых артистов, таких как Михаил Яншин и Алексей Грибов, но нашел своего героя в неизвестном на тот момент актере - Василии Ливанове. Его обаятельный голос стал настоящим попаданием в десятку.
Актриса Фаина Раневская, озвучивавшая Фрекен Бок, была настоящей профессионалкой. Во время съемок она не только демонстрировала свой талант, но и требовала, чтобы режиссер Борис Степанцев удалился из студии и дал актерам возможность работать самостоятельно.
Трое из Простоквашино
А создание мультфильма «Трое из Простоквашино» началось с идеи автора, Николая Успенского, который в своей работе библиотекаря заметил, что многим пионерам не хватает интересных книг. Он стал придумывать для них вечерние сказки, в которых главным героем был мальчик Федя и его друзья. Эти сказки вдохновили создателей мультфильма и легли в основу его сюжета.
Таким образом, создание этих шедевров детской анимации было результатом творческого труда многих талантливых людей, которые сумели воплотить свои идеи на экране и создать незабываемые образы, которые живут в сердцах детей и взрослых уже много десятилетий.
Серии мультфильма «Ну, погоди!», созданные творческим трио Вячеслава Котеночкина, Аркадия Хайта и Александра Курляндского, были весьма популярными среди зрителей с 1969 по 2005 год. Каждая новая серия становилась настоящим хитом, и даже главная новогодняя елка страны, которая проходила в Кремлевском Дворце съездов, начиналась с показа последних выпущенных серий мультфильма. Для многих детей СССР это был один из самых долгожданных новогодних подарков наряду со сказочным представлением и конфетами из Кремля.
Мультфильмы о добром и интеллигентном коте Леопольде, созданные Аркадием Хайтом и Анатолием Резниковым с 1975 по 1987 годы, тоже пользовались популярностью среди зрителей. Для съемки первых серий мультфильма применялся сложный прием, который заключался в том, чтобы не рисовать кадры, а «выкладывать» их. Сначала создавались мелкие детали, а затем после каждого кадра они сдвигались на крошечное расстояние. Таким образом создавалась достаточно достоверная иллюзия движения. Работа внутри команды была комичной, съемочная группа кувыркалась на полу, боролась друг с другом, гримасничала, а художники зарисовывали все это.
Когда в 1969 году вышла первая серия мультфильма «Винни-Пух», медвежонок сразу же стал любимцем публики. Хотя далеко не все советские граждане знали о сказках английского писателя А. Милна, который придумал Винни-Пуха для своего сына. К тому времени уже было создано множество мультфильмов о Винни-Пухе и его друзьях за рубежом. Художники, занимавшиеся созданием персонажа Винни-Пуха, вложили огромное количество усилий, чтобы придумать персонажа, который бы отличался от всех предыдущих. Один из первых концептов получил прозвище "взбесившийся одуванчик". Создание Винни-Пуха было настолько важным для создателей, что в процесс включилась вся съемочная группа, в том числе актер Евгений Леонов, который должен был озвучить медвежонка.
Интересный факт: одно из ушей Винни-Пуха специально осталось слегка помятым, "потому что Винни на нем спит"
Приключения капитана Врунгеля
На самом деле, на уровне сюжета и юмора мультсериал оказался очень успешным. Главный герой капитан Врунгель, игранный Владимиром Высоцким, стал одним из самых популярных персонажей советского анимационного кино. Его выражение лица, жесты и наряды стали образцом визуального юмора того времени.
Интересно, что съемки мультсериала происходили в основном в городе-герое Ленинграде, что добавляло картинке ощущение некой утонченности и элегантности.
Многие детали среды окружения были проработаны до мелочей, что подчеркивало юмор и энергичность главного героя.
Конечно, существует множество других замечательных мультфильмов, которые до сих пор пользуются популярностью у зрителей всех возрастов. В каждом из них есть что-то свое, неповторимое и притягательное. Однако, серии «Ну, погоди!», «Приключения кота Леопольда» и «Приключения капитана Врунгеля» являются настоящими легендами анимационной культуры СССР и России, а также частичкой нашей с вами общей истории.
Ежик в тумане
Вечерами маленький Ежик отправлялся в гости к Медвежонку, чтобы вместе смотреть на звездное небо и считать звезды. Они садились на бревнышко, приготавливали чай и наслаждались моментом.
Эта философская притча о дружбе, любви, отваге и верности не так проста для понимания, ведь здесь мало экшена, который так любят дети. Тем не менее, этот необычный мультфильм Юрия Норштейна сразу же покорил миллионы сердец.
"Ежик в тумане" - классика советской психоделики, мультфильм был удостоен многих премий и в 2003 году был признан "Анимационным фильмом №1 всех времен Японии и мира".
Мультипликаторы использовали древнекитайский прием марионеточного театра для создания эффекта тумана. Они размещали персонажа на стекле, а над ним - прозрачную пленку, на которую наносили пыль. Затем стекло с персонажем просто отодвигалось от пленки с пылью, имитируя туман. Именно благодаря этому техническому трюку достигался волшебный эффект "ежика в тумане".
Котенок по имени Гав
В "Котенке по имени Гав" режиссеры Льву Атаманову, Леониду Шварцману, Григорию Остеру, Татьяне Решетниковой и другим удалось тонко передать нюансы того, как маленький наивный котенок познает огромный мир вокруг. Они смогли ненавязчиво донести все жизненные уроки до своей аудитории.
Котенок Гав своим обаянием действительно покорил весь мир.
Например, в Новокузнецке установлен бронзовый памятник "Сосиске дружбы", на котором Гав и Шарик дружно едят колбасу с двух концов. А на островах Кука были выпущены коллекционные золотые и серебряные доллары с героями этого культового мультфильма.
Чебурашка и крокодил Гена
Когда в 1968 году на экраны вышел первый мультфильм о Чебурашке и крокодиле Гене, он сразу стал настоящим хитом.
Но мало кто знал, что главный герой был создан по образу любимой детской игрушки Эдуарда Успенского - не то медвежонка, не то зайца с гигантскими ушами, большими желтыми глазами и коротеньким хвостиком. Родители мальчика на полном серьезе убеждали его, что это - еще не изученная порода тропического зверька.
Пластилиновая ворона
Несмотря на то, что "Пластилиновая ворона" была создана лишь в 1981 году, она вызвала большой скандал. Мультфильм-мюзикл был необычен для советской цензуры, а песню в нем спел Леонид Броневой, который уже был известен по серьезным ролям. Однако запрет на показ мультфильма был снят благодаря вмешательству режиссера "Кинопанорамы" Ксении Марининой и самого Эльдара Рязанова.
Для создания "Пластилиновой вороны" потребовалось огромное количество пластилина - около 800 килограммов.
Художникам пришлось раскрашивать его вручную, потому что он был блеклым и отечественного производства. Труды художников были вознаграждены - мультфильм получил главный приз на Всесоюзном телефестивале.
Бременские музыканты
В 1969 году в СССР был создан первый мультипликационный мюзикл, который получил название "Бременские музыканты". Он был создан молодой творческой группой, в состав которой входили композитор Геннадий Гладков, поэт Юрий Энтин и режиссер Инесса Ковалевская. В то время мультфильмы обычно были стандартизированными и не допускали экспериментов, но "Бременские музыканты" стали настоящей сенсацией.
Героями мультфильма стали Трубадур и Принцесса в образах хиппи, а музыка и тексты напоминали запрещенный в СССР рок-н-ролл. Постановщики брали образы своих героев из разных источников, чтобы создать нечто уникальное.
Например, чтобы найти подходящий наряд для Принцессы, ассистентка художника-постановщика Светлана Скребнева пришлось проникнуть в закрытую библиотеку Госкино и посмотреть иностранные журналы.
Тайна третьей планеты
"Тайна третьей планеты" - первый полнометражный научно-фантастический мультфильм, снятый в СССР. Он основан на повести Кира Булычева "Путешествие Алисы".
Художник-постановщик Наталья Орлова была растеряна, когда режиссер Роман Качанов предложил ей поработать над проектом фантастического мультипликационного фильма, так как она не была знакома с научно-технической тематикой.
Но она смогла создать убедительный образ Громозеки, инопланетянина с огромными ногами и носом, который был придуман, когда она открывала консервную банку на кухне.
Оба этих мультфильма стали настоящими шедеврами, которые по-прежнему пользуются популярностью среди зрителей всех возрастов.
Что думаете на этот счет Вы, уважаемые читатели?
Предыдущие статьи: