Найти в Дзене

36. Тема 33. Морфология. Служебные части речи. Междометие. Звукоподражательные и призывные слова.

… число
Морфология. Служебные части речи. Междометие. Звукоподражательные и призывные слова. ******* Междометие не является самостоятельной или служебной частью речи, потому что не обладает самостоятельным лексическим значением и служебных функций не выполняет. Междометие особая часть речи, которая используется для выражения чувств, эмоций, просьб, приказов, команд, вежливого обращения. Примеры. Ай, ах, ура, ух-ты, ой, уй, эй, увы, брысь, спасибо, здравствуйте, мерси, стой, помилуй, браво. Есть междометия, состоящие из повторения одинаковых частей, они пишутся через дефис: ай-ай-ай, вот-вот, то-то. Вместе с междометиями рассматриваются звукоподражательные слова, (кхе-кхе, гав-гав, мяу-мяу, ха-ха-ха), в числе которых выделяют призывные слова (цып-цып, ути-ути), так как они очень близки. Междометия, звукоподражательные и призывные слова должны обязательно распознаваться, как отличающиеся друг от друга. Звукоподражательные и призывные слова отличаются от междометий в том, что они передают
Оглавление
Художник Олег Леонов.
Художник Олег Леонов.

Задание 1. Работа в тетради, напиши число, тему.

число
Морфология. Служебные части речи. Междометие. Звукоподражательные и призывные слова.

*******

-2

Задание 2. Рассмотрим служебную часть речи - междометие.

Междометие не является самостоятельной или служебной частью речи, потому что не обладает самостоятельным лексическим значением и служебных функций не выполняет.

Междометие особая часть речи, которая используется для выражения чувств, эмоций, просьб, приказов, команд, вежливого обращения.

Примеры.

Ай, ах, ура, ух-ты, ой, уй, эй, увы, брысь, спасибо, здравствуйте, мерси, стой, помилуй, браво.

Есть междометия, состоящие из повторения одинаковых частей, они пишутся через дефис:

ай-ай-ай, вот-вот, то-то.

Вместе с междометиями рассматриваются звукоподражательные слова, (кхе-кхе, гав-гав, мяу-мяу, ха-ха-ха), в числе которых выделяют призывные слова (цып-цып, ути-ути), так как они очень близки.

Междометия, звукоподражательные и призывные слова должны обязательно распознаваться, как отличающиеся друг от друга.

Звукоподражательные и призывные слова отличаются от междометий в том, что они передают звуки живой и неживой природы (человека, животных, предметов), но не выражают чувств и эмоций.

*******

Особенность междометий в том, что они не имеют связей с другими словами в предложении, и всегда обособлены интонацией и пуктуационно - то есть, после них всегда ставится какой-то знак препинания: запятая, многоточие, восклицательный или вопросительный знаки.

Например:

Ой, как горячо!

Ура! Мы идём в зоопарк.

Особенность звукоподражательных и призывных слов в том, что они по структуре имеют две или несколько повторяющихся основ (га-га-га) и, как и некоторые междометия, могут быть разными членами предложения. (Ночью на болоте слышно только лягушачье "ква-ква" - подлежащее. А щука бух в воду! - сказуемое.

*******

Термины «Междометия» и «Звукоподражательные слова» появились в начале семнадцатого века. Лингвист Мелетий (Максим) Смотрицкий ввел их в обиход в 1619-м году. Тогда он называл их «междуметия», (сказанное между слов).

Под влиянием правил русского языка об образовании сложных слов, основы которых соединяются соединительными гласными «о» и «е», первоначальная форма «междуметие» превратилась в «междометие».

*******

Междометия, звукоподражательные и призывные слова - характерная принадлежность устной речи, разговорного стиля.

В художественных произведениях они чаще всего используются в диалогах.

Учёные считают, что междометия и звукоподражательные слова появились в речи человека самые первые, так как с их помощью без номинативных (называющих) слов можно было передать чувственную или звуковую информацию.

-3

Задание 3. Рассмотри Таблицу "Междометие. Звукоподражательные и призывные слова. Общие сведения", включившую все сведения об этих родственных частях речи.

-4

Особая служебная неизменяемая часть речи в трёх близких вариантах словесного отражения действительности - так пришлось назвать эту триединую служебную часть речи, потому что учёные в своих работах, а также в школьных учебниках, разбирают эти три части речи как отдельные, но в пределах одной темы.

-5

Задание 4. Прочитай отрывки из произведений известных поэтов, музыкантов. Насладись красотой и Душой русского слова.

Александр Александрович Блок. Русский поэт Серебряного века, Писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.
Александр Александрович Блок. Русский поэт Серебряного века, Писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.

Александр Блок

/Отрывки из поэмы "Hа поле Куликовом"/.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь....

..."Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!"
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…

/1908 /.

*******

Лев Иванович Ошанин. Поэт-песенник. 1912 - 1996.
Лев Иванович Ошанин. Поэт-песенник. 1912 - 1996.

Анатолий Григорьевич Новиков, композитор. 1896-1984.
Анатолий Григорьевич Новиков, композитор. 1896-1984.

Поэт-песенник Лев Ошанин и композитор Анатолий Новиков.

/Отрывок из песни «Эх, дороги…»/.

Эх, дороги... Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый. Солнце встает. У крыльца родного
Мать сыночка ждет. И бескрайними путями,
Степями, полями - Всё глядят вослед за нами
Родные глаза...

/ 1945/.

*******

Игорь Кибирев. Современный поэт и музыкант. Автор музыкальных композиций и исполнитель.
Игорь Кибирев. Современный поэт и музыкант. Автор музыкальных композиций и исполнитель.

Игорь Кибирев.

Увы, не ты моя судьба

/Отрывок из авторской песни/.

Увы, не ты моя судьба, Увы, не я твоя любо-о-о-овь, Но напишу я для тебя, Но напишу я для тебя
Стихи из самых нежных слов...

*******

Выпиши из отрывков стихотворений междометия вместе с предложениями, в которых они находятся; определи, каковы они по составу, происхождению, по значению, определи, играет ли оно в предложении синтаксическую роль.

-10

Проверь правильность выполнения задания.

О, Русь моя!

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о, Русь!

О - междометие, простое, непроизводное, выражающее чувство грусти, гордости, патриотизма и любви к Родине, входит в состав обращения, не является членом предложения.

*******

Эх, дороги... Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян.

Эх - междометие, простое, непроизводное, выражающее чувство грусти человека, не является членом предложения.

*******

Увы, не ты моя судьба, Увы, не я твоя любо-о-о-овь, Но напишу я для тебя, Но напишу я для тебя Стихи из самых нежных слов...

Увы - междометие, простое, непроизводное, выражающее чувство разочарования и грусти человека, не является членом предложения.

-11

Задание 5. Прочитай рассказ-воспоминание жительницы Брянской области Е. С. Шляпкиной (г. р. 1918) о воспитании детей в начале 20-го века.

"Летом люльку во двор выносишь, на сук под яблоньку крепишь, и она висит.

Маленький Васечка в люльке сидит, головкой вертит.

Вот он углядел собачку и говорит: “Ав-ав!”.

А я его на руки возьму и пойду по двору: “Гляди, говорю, Васенька, вон гусь-водомусь – га-га-га, он щиплет мальчишек за пятки, убегай без оглядки. А это ходит индюк-шлепендюк – шулды-булды. А вот наша курочка-хохлушечка – ко-ко-ко, по двору ходит, цыплят водит. А петушок-золотистый гребешок на заборе сидит, песенки кричит – ку-ка-ре-ку!

А вот свинка-черноспинка – хвост крючком, рыльце пятачком, она в луже лежит, хрю-хрю хрючит.

А вот коровка-мыкушка идет, у ней титечка-то востра, несет она нам кузовок молочка…”

Всю животинку свою покажешь, пусть знает.

Потом он уж сам, когда его таскаешь на руках по двору, показывает, где какая скотинка есть" .

/ Из книги Науменко Г. М. Этнография детства: Сб. фольк. и этногр. материалов. М., 1998./.

-12

Науменко Г.М. Георгий Маркович Науменко (род. 5 ноября 1945, Москва) — русский фольклорист-музыковед, этнограф, писатель, член Союза композиторов России и Союза московских литераторов.

*******

Задание 6. Выпиши из рассказа-воспоминания жительницы Брянской области Е. С. Шляпкиной звукоподражательные слова вместе с предложениями, в которых они находятся;

определи, каковы они по составу, происхождению, по значению, определи, какую синтаксическую роль они играют в предложении.

-13

Проверь правильность выполнения задания.

Вот он углядел собачку и говорит: “Ав-ав!”.

Ав-ав! - звукоподражательное слово, сложное, непроизводное, передаёт звуки живой природы – лай собаки. В предложении является дополнением.

А я его на руки возьму и пойду по двору: “Гляди, говорю, Васенька, вон гусь-водомусь – га-га-га, он щиплет мальчишек за пятки, убегай без оглядки.

Га-га-га - звукоподражательное слово, сложное, непроизводное, передаёт звуки живой природы – гогот гусей. В предложении является сказуемым.

А вот наша курочка-хохлушечка – ко-ко-ко, по двору ходит, цыплят водит.

Ко-ко-ко - звукоподражательное слово, сложное, непроизводное, передаёт звуки живой природы – кудахтанье куриц. В предложении является сказуемым.

А вот свинка-черноспинка – хвост крючком, рыльце пятачком, она в луже лежит, хрю-хрю хрючит.

Хрю-хрю - звукоподражательное слово, сложное, непроизводное, передаёт звуки живой природы – хрюканье свиней. В предложении является обстоятельство.

-14

Задание 7. Прочитай стихотворение Агнии Барто "Колыбельная".

Агния Барто. Русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая; лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972).  1906 - 1981.
Агния Барто. Русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая; лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972). 1906 - 1981.

Колыбельная

Старший брат сестру баюкал:

Баюшки-баю!

Унесем отсюда кукол,

Баюшки-баю.

Уговаривал девчушку

(Ей всего-то год):

Спать пора,

Уткнись в подушку,

Подарю тебе я клюшку,

Встанешь ты на лед.

Баю-баюшки,

Не плачь,

Подарю

Футбольный мяч,

Хочешь

Будешь за судью,

Баю-баюшки-баю!

Старший брат сестру баюкал:

Ну не купим мяч,

Принесу обратно кукол,

Только ты не плачь.

Ну не плачь, не будь упрямой.

Спать пора давно.

Ты пойми я папу с мамой

Отпустил в кино.

Задание 8. Рассмотри морфологический разбор междометий, звукоподражательных и призывных слов.

Внимательно прочитай Таблицы, в которых разобраны отдельно междометие и звукоподражательное слово.

-16
-17

Морфологический разбор призывных слов делается аналогично.

Опираясь на Таблицу, сделай письменно морфологический разбор междометия "Баюшки-баю" из стихотворения Агнии Барто "Колыбельная".

-18

Проверь правильность выполнения задания.

Баюшки-баю - междометие. Морфологические признаки: неизменяемое, составное, непроизводное, побуждающее к действию. Не является членом предложения.

-19

Задание 9. Рассмотри правописание междометий, звукоподражательных и призывных слов.

Внимательно прочитай Таблицу.

-20

Иногда, в авторском тексте встречаются иные знаки препинания. Например, у А.Блока: О, Русь моя! (запятая при обращении).

выполни упражнение на закрепление правописания междометий, звукоподражательных и призывных слов.

Упражнение. Перепиши, раскрывая скобки; поставь, где нужно, дефис.

Ушица, ей (же) ей, на славу сварена. Вся столица содрогнулась, а девица — хи (хи) хи да ха (ха) ха. Еду, еду в чистом поле, колокольчик дин (дин) дин. И пьют же они, эти военные господа, — о (го) го! Теперь ему так живется — ой (ой) ой! «Хо (хо) хо!» — басовито засмеялся режиссер. «Вот (те) раз!» — с удивлением воскликнул он.

-21

Проверь правильность выполнения задания.

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. Вся столица содрогнулась, а девица — хи-хи-хи да ха-ха-ха. Еду, еду в чистом поле, колокольчик дин-дин-дин. И пьют же они, эти военные господа, — о-го-го! Теперь ему так живется — ой-ой-ой! «Хо-хо-хо!» — басовито засмеялся режиссер. «Вот те раз!» — с удивлением воскликнул он.

-22

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1.Повтори все части речи. Подготовься к проверочной контрольной работе в виде теста.

-23

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.