«…я своего учу — пофиг кто перед тобой. Ударил тебя двухлетка — пни его в ответ, абсолютно несущественно, что тебе одиннадцать»
Это не сарказм, не шутка, не прикол. Это реальная позиция одной из моих подписчиц. Комментарий собрал сторонников, которые, видимо, тоже пнули бы. Предполагаю, что их детям никогда не было два года — они с годика сразу перескочили на три, потому что представить, что они вот так добровольно дают согласие пнуть своего двухлетку, невозможно. Или есть среди вас те, кто добровольно разрешит одиннадцатилетнему мальчику пнуть своего двухлетку? Есть? Подайте голос, пожалуйста.
А, может, есть те, кто позволит поднять свою дочку за волосы, чтобы взвыла от боли? Есть желающие? Несите сюда своих девочек и их волосы. Уши тоже заодно несите, будем чередовать — то за волосы, то за уши. Самое главное — чтобы взвыла от боли. Что значит «за что»? Да мало ли за что. Они у вас у всех святые что ли? Ой, ли. Если покопаться хорошенько, то можно найти столько косяков, за которые можно и за волосы, и за уши, и пнуть еще хорошенько.
Ну что, кто первый?
«Принесите-ка мне, звери,
ваших детушек,
Я сегодня их за ужином
скушаю»
Да почему же это нет желающих? Должно быть минимум 300 человек — по количеству тех, кто оставил аналогичные комментарии к предыдущей статье.
Вы готовы «врезать», «отшлепать», «долбануть» и сделать бог весть что еще с посторонней девочкой, которая бесспорно совершила подлый поступок. Но своих детей вы пальцем тронуть никому не позволите — какую бы подлость он не совершил. На крайняк сами им всыпете. Так? Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Еще раз: девочка совершила мерзкий поступок. Это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, но это не моя задача. Это задача её родителей, и только их. Моя задача — обезопасить своих детей. Не изолировать! А именно обезопасить. Да, я допустила ошибку, когда посчитала, что девочка поняла меня с первого раза. Нужно было лучше контролировать их дистанцию до Савелия. Но на этом всё. Моя зона ответственности и влияния — мои дети.
Вы часто спрашиваете — как Егор отнесся к появлению Савелия. Пришло время ответить. Он прекрасно отнесся. Но мы готовили его к появлению брата. Сразу после роддома я разрешала ему трогать Савку и даже держать на руках. Под моим контролем он мог делать с ним почти все, а еще у них сразу было много контакт кожа к коже. Никакого отшугивания, отгораживания, запретов, даже когда мне бы и хотелось (бывало такое).
Поэтому мне бы накинуть на себя сейчас белое пальтишко осуждения и цокать языком: «Вот какая я классная мать! Не то, что эти». Но это было бы глупо!
Да, у меня воспитанные неагрессивные дети, за которых не приходится краснеть. Но они не святые. Савелий еще совсем малыш, а вот Егору уже шесть, и, конечно, бывало всякое. И за это «всякое» он всегда получал от меня. От меня, но не от посторонних людей — им я никогда не позволяю «воспитывать» моего ребёнка. Не кидаюсь с кулаками на потенциальных воспитателей, а дипломатично решаю вопрос. Если Егор кого-то обидел, он извинится, и я извинюсь, а дальше мы будем проводить работу над ошибками. Иногда на вопрос: «Зачем ты это сделал?» Егор честно отвечает: «Я не знаю». И я ему верю. Дети правда часто совершают поступки неосознанно, и это тоже нужно разбирать. Учить ребёнка рефлексировать:
- Что ты чувствуешь?
- А как думаешь, что он в тот момент почувствовал?
- А ты хотел бы оказаться на его месте?
- Что же теперь сделать, чтобы все исправить?
- А если бы ты был на его месте, ты бы простил?
- А как же быть в такой ситуации в следующий раз?
- Что сейчас можно сделать, чтобы в будущем это не происходило?
И так далее и так далее.
У нас два года назад был такой случай. Егор ходил в государственный садик, где была группа из тридцати пяти человек, и среди них с избытком хулиганистых мальчишек. Был, конечно, и самый главный хулиган К: мальчик плохо говорил, часто впадал в истерики и дрался с кем-нибудь каждый день. Воспитатели его не выносили и не вывозили.
И вот однажды мой воспитанный сын рассказывает историю из сада. Мол, мам, сегодня такой смешной случай был. К пришел в садик без трусов. Он переодеваться начал, штаны снял, а там трусов не было. Ахахахаха. И воспитатель нас собрала и сказала: «Вот смотрите — К пришел без трусов!» И мы все смеялись.
Я была в ужасе. Мало того, что позорили мальчишку по интимному вопросу, так еще и других детей подначивали. И мы долго разговаривали с Егором об этом:
— А ты разве не мог прийти в садик без трусов? Ты одеваешься с закрытыми глазами сонный иногда, да запросто можешь не надеть.
— А что чувствовал К?
— А это было справедливо по отношению к нему?
— А как думаешь, о чем он мечтал в тот момент? Наверное, он мечтал о том, чтобы хоть один из вас, например, ты, Егор, вышел из круга смеющихся и сказал: «Ребят, ничего тут нет смешного. К, не расстраивайся, да с кем не бывает. И я бы мог забыть что-то надеть. И все бы могли. Ничего тут нет такого. Расходимся. Пойдем играть лучше»…
И так далее. В ходе разговора у Егора десять раз менялось выражение лица, и глаза были на мокром месте. Это был, конечно, неприятный разговор, ведь пришлось признаться самому себе в своей подлости. А это так больно, ведь мы же все у себя такие хорошие. А если и делаем кому-то плохо, то исключительно по заслугам… И вдруг такое откровение. Больно. Но очень полезно.
Поэтому да, я осознанно не учу своего сына бить других детей. Никак. Никогда. Только договариваться. Не можешь договориться, уходи и ищи другую компанию. Когда я писала об этом три года назад в блоге, то получила кучу хейта. Мне пророчили, что сын будет слабаком и нытиком. Конечно, в шесть лет рано делать выводы, но уже сейчас всем очевидно, что Егор растет человеком, с которым очень приятно находиться рядом: он легкий, добрый, веселый и безопасный. У Егора много друзей, он быстро влился в новый коллектив в новом детском саду, и именно благодаря этим его качествам я не переживаю за сына.
У меня нет никаких иллюзий, что я вот так вот легко смогу переубедить триста человек. Что вы, что вы. Я слишком давно веду блог и пишу на эту тему, чтобы быть такой наивной. Но другого пути нет. Я не придумала других инструментов изменить ситуацию, кроме как писать про это в блоге. Мой блог — это моя персональная чайная ложка, которой я копаю вот уже три года. Результат есть! Он очень мотивирует не сдаваться, а копать дальше.
P.S. Я практически на 100% уверена, что девочка сильно ревнует маму к братику, поэтому, во-первых, провоцирует любые инциденты — лишь бы получить мамино внимание; во-вторых, проецировала свою злость с братика на Савелия
P.P.S. Покупка пряника для меня тоже сигнал. Девочка такими «пряниками» уже настроена на то, что мамино «нет» превращается в «да» после истерики, поэтому сразу переходит к этому способу (и успешно). Если я говорю детям «нет», то это означает окончательное «нет». Поэтому «нет» у нас практически никогда не произносится. Чаще звучит: «Ну давай договариваться. Ты почему это хочешь? А, может, ты вот это посмотришь? Или давай дома испечем быстрое печенье на огуречном рассоле». Работает без перебоев и пинков уже шесть лет. Волосы и уши тоже на месте.
С большим уважением к каждому из вас! Ваша Акула 🦈