"Футболисты" как задача по теормеху

1K прочитали

Классический рассказ о "Медном всаднике" - конной статуе Петра Первого - обязательно включает восхищение инженерным талантом скульптора. Это надо же, сумел создать огромный монумент всего с тремя точками опоры! Уму не постижимо!

Никоим образом не хочу умалять талант Фальконе и художественные и прочие достоинства знаменитого символа Санкт-Петербурга. Но любому мало-мальски обученному уму вполне постижимо, что треножник - объект весьма надежный и устойчивый.

Классический рассказ о "Медном всаднике" - конной статуе Петра Первого - обязательно включает восхищение инженерным талантом скульптора.

Тем более, что такие рассказы откровенно лукавят: точек опоры минимум четыре! Змея очень удачно касается хвоста коня центральным изгибом, и вообще-то дает не одну, а две дополнительные точки опоры всему монументу - проследите, как ложатся на камень ее петли.

Никаких особых загадок здесь не видно: центр тяжести наверняка находится в крупе коня, по центру между опорными копытами. Т.е. визуально, конечно, оно интересно и красиво, но какого-то невероятного инженерного новаторства тут нет: четыре точки опоры, симметрия по продольной оси, выраженный центр тяжести. Добротная классика.

А вот это - действительно и новаторство, и невероятной точности расчет! "Футболисты" работы Иосифа Чайкова. Размеры 290*170*200 см, вес около 800 кг.

И все эти три метра высоты и 800 кг бронзы, закрученные в сложную спиральную композицию, держатся на одной точке опоры - внешнем ребре бутсы вратаря. Нога нападающего не касается носком постамента, а висит в воздухе! (хорошо видно на третьем снимке)

Нажмите на картинку, чтобы увеличить
Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Да и постаментом "Футболистам" служит сравнительно небольшой диск, весом явно меньше, чем водруженная на него группа. Для сравнения - под Медным всадником находится цельный гранитный валун, вес которого в разы превышает вес скульптуры.

Скульптура очень красивая, очень эмоциональная. Но меня, как инженера по первому образованию, больше всего поразила балансировка фигур.

Классический рассказ о "Медном всаднике" - конной статуе Петра Первого - обязательно включает восхищение инженерным талантом скульптора.-3

Смотрите внимательно: все части тел расположены по одну сторону от точки опоры! Лишь локоть нападающего вынесен за опорную точку. То есть как ни крути, в центр масс оказывается смещен в сторону. И это неизбежно порождает крутящие моменты и сдвиговые напряжения. Которые для стабильности конструкции нужно как-то компенсировать.

Давным-давно учили меня решать задачи по теоретической механике и сопромату. Где как раз учитывались все эти распределения сил и моментов. Сейчас, конечно, уже все подзабылось. Но в зале долго ходила вокруг скульптуры, пытаясь понять, где здесь элементы утяжеленные, где облегченные, и как это все взаимоувязано. Все-равно у меня получалось, что опорную бутсу должно со страшной силой выворачивать из постамента. Однако все держится!

Я тщательно перечитала практически все, что удалось найти о "Футболистах" в сети. В основном это рассказы об истории скульптуры, ее недавней реставрации, многочисленные искусствоведческие описания. А также бесчисленные заготовки сочинений для школьников: что символизирует, как можно трактовать, что хотел сказать автор и т.п.

Об инженерном решении нашла только один абзац (Источник ):

Литейщик сумел прекрасно распределить бронзу, сделав опору всей композиции массивной, а фрагменты, расположенные дальше от точки опоры, более полыми и тонкостенными. Для равновесия масс у фигуры нападающего объем головы сделан цельнолитым.

Знаю, среди моих читателей есть инженеры. Может кто-нибудь нарисовать схему распределения сил в этом объекте?

-------------------

Конечно, со своим занудством я нашла к чему придраться. Очень уж гладко лежат волосы у вратаря. В таком прыжке они обязательно должны были растрепаться в противоход движению. Одежда ведь показана совершенно реалистично, со всеми складками и движениями.

Но как же отличаются эти футболисты от всего, созданного к Чемпионату мира-2018! Хотя есть у меня подозрения, что бюджет украшения и продвижения ЧМ был куда как значительнее.

Классический рассказ о "Медном всаднике" - конной статуе Петра Первого - обязательно включает восхищение инженерным талантом скульптора.-4

Еще на канале по теме:

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.

Если вам понравилась статья, можете материально поблагодарить автора, сделав любым способом перевод на кошелек Юмани 4100115165604535