Найти тему
Культура Урала

Не металлом единым: как на Урале появился собственный фарфор

Кроме железоделательных заводов Урал знаменит и своим фарфором — в Сысерти находится одно из немногих в России предприятий. В каталоге «Фарфора Сысерти» несколько сотен наименований посуды, сувениры и даже иконостасы. Рассказываем, откуда фарфор появился в Сысерти, как заводу удалось выжить в 90-е и что помогает традиционному ремеслу оставаться актуальным.

Откуда в Сысерти фарфор?

То, что глина с берегов реки Сысерти подходит для изготовления посуды и прочей домашней утвари, заметили еще местные гончары в середине XIX века и основали мастерскую «Гончарка», принадлежавшую династии Харитоновых. Здесь обжигали горшки, крынки и другие полезные в быту предметы.

В начале XX века «Гончарка», в духе времени, переформатировалась в артель «Челюскинцы», однако методы работы остались традиционными: добытую глину размачивали в деревянных бочках и переминали ногами. Изделия обжигали на дровах и вручную покрывали глазурью. Помимо керамической посуды здесь делали декоративные фигурки и игрушки.

В 1950-е годы в артели впервые попробовали создать фарфор, но из-за низкого качества местного сырья он получился сероватым, а ведь белизна – один из критериев качества этого материала. Так что предприятие занялось выпуском электротехнического оборудования из привозной глины, окончательно оформившись как завод и перейдя с дров на жидкое топливо.

-2

Для обжига фарфора нужна очень высокая температура – около 1370 °С. Довольно долго на фабрике пользовались старинными горнами: в большие кирпичные печи ставили посуду, затем разжигали горелку, а вход в печь закладывали кирпичом. Толщина стенок такой печи доходила до метра, иначе было бы просто невозможно находиться в здании. Наблюдали за «готовностью» изделий через специальную трубу. Чтобы достать обожженный фарфор, кирпичную стенку снова разбирали.

Завод и дальше мог бы заниматься выпуском электрокерамики или огнеупоров, но в 1960-е здесь появились молодые художники, выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища – Николай Иноземцев и Николай Малышев, которые задали новый вектор развития завода и вывели фарфоровое направление на иной уровень. Уже в 1977 году предприятие стало одним из четырех заводов в СССР, наряду со знаковыми Гжелем, Минводами и Бронницами, которые создавали высокохудожественную продукцию с узнаваемым стилем.

-3

Выпускали чайные и кофейные сервизы, вазы и декоративные фигурки. Сысертский фарфор отличался лаконичными формами и фольклорными темами, в том числе – уральской домовой росписью. И конечно, очень много работ было сделано по мотивам сказов Бажова: отсылки к ним можно найти не только в подарочных скульптурах, но и в декоре для чашек и чайников. Продукция фабрики получалась народной и в то же время праздничной, нарядной, застольной.

Лихие времена

-4

1990-е оказались сложным периодом для отечественной индустрии, нанесли они свой удар и по фарфоровой промышленности. Прекратил работу легендарный завод в Конаково, осколок кузнецовской империи, закрылся завод в Богдановиче.

Что помогло выстоять сысертскому заводу? Ответ нашелся все в той же новой реальности, суровая для одних, для других она открыла иные перспективы. У «Фарфора Сысерти» появилась еще одна сфера применения сил и таланта: здесь, практически единственные в стране, стали делать… иконостасы.

-5

Началось все с того, что в 1998 году завод получил заказ на восстановление фаянсового иконостаса Крестовоздвиженского собора Верхотурского монастыря. До революции такие изделия десятками выпускали Кузнецовские заводы, однако с тех пор часть знаний и технологий была утеряна. Пришлось сысертским мастерам искать нестандартные подходы к работе: там совсем другие масштабы, материалы и условия. По сути, им нужно было создать архитектурную конструкцию вместо привычных маленьких предметов, причем для церкви, а не бытового использования.

Успех в этом деле вдохновил мастеров, и теперь создание иконостасов – полноценное направление «Фарфора Сысерти». Продукцию завода можно увидеть по всей России, от Хакасии до Поволжья, и даже за рубежом – в Сербии, Италии и на Афоне в Греции. В среднем, на один такой иконостас уходит, в среднем, около года работы, еще 2–3 месяца занимает его монтаж на месте.

Расписываются иконостасы все так же вручную, и за счет особенностей работы с цветом на глазурованной поверхности, они получаются яркими и нарядными. При обжиге краски меняют оттенок, и мастер должен учитывать, как преобразится узор. А сама технология росписи является сысертским ноу-хау, которому можно обучиться только у наставников в процессе работы.

-6

Фарфоровому делу не учат ни в университетах, ни в колледжах. Секреты ремесла передаются от мастера к мастеру при личном общении и совместной работе. Это помогает сохранить традицию живой и передать ее следующим поколениям.

Полный текст читайте на Культура-Урала.РФ

Материал Тины Гарник для Культура-Урала.РФ. Фотографии Кирилла Дедюхина.