Колывань ― один из старейших купеческих городов Сибири с богатым археологическим и архитектурным наследием, был основан как острог в 1713 году. Колывань могла бы стать столицей Сибири вместо Новосибирска, но что-то ей помешало… а что ― рассказывают посетителям местного краеведческого музея, где собраны уникальные экспонаты, которые хранят историю создания Колывани, и здесь же периодически проводятся временные выставки, что насыщают жителей новыми знаниями о культуре народов, проживающих как в Колыванском районе, так и за его пределами. Так, до 15 апреля здесь можно увидеть выставку «Древнерусские мотивы». На ней представлено более 100 работ Татьяны Остапенко, мастера росписи по дереву в древнерусском стиле. Различные предметы интерьера и кухонной утвари украшены растительными орнаментами, сиринами и горлицами, изображениями русских городов, древней Москвой, поговорками, пословицами и многим другим.
Как и почему Татьяна Владимировна начала заниматься росписью, читайте в интервью Марии Исаевой, студентки факультета журналистики Новосибирского госуниверситета.
Начало творческого пути
― Про меня ещё в школе говорили, что я художница, а я каждый раз думала: хоть бы они не узнали, как плохо я рисую на самом деле.
В школе Татьяна была редактором газеты, отвечала за её оформление, складывая на трёх листах ватмана рисунки и тексты. А у одноклассников сложилось впечатление, что она ― художница. Творческую активность Татьяна проявляла и в университете, хотя училась на историка. Тогда стали закрадываться мысли о том, что она, и правда, человек искусства.
Во время перестройки Татьяна, как и многие, столкнулась с финансовыми трудностями. Тогда многие ходили на производство по инерции, т.к. зарплату не просто «задерживали», её иногда вовсе не выплачивали. Не платили даже профессорам. Дефицит в магазинах был везде. Невозможно было достать нормальную мебель. Тогда-то Татьяна и решила обновить старый шкаф, расписав его яркими красками. Сначала для себя, потом и для других.
― Когда меня попросили попреподавать, я подумала, что сама только учусь. Но рискнула и познала справедливость пословицы «Учи других ― и сам поймёшь». Когда ты видишь, как ученик мается над чем-то, а тебе надо это объяснить, то в голове выстраиваются алгоритмы, и ты вспоминаешь, как сам это делаешь. И всё получается ― и у учеников, и у преподавателя. Есть педагоги по образованию, а есть учителя, которых ученики выбирают сами.
Так, однажды Татьяна Владимировна попала на экспериментальную обучающую площадку, стала много читать и работать над стилем, самостоятельно освоила городецкую, северодвинскую, мезенскую и хохломскую росписи. Но тут уже художница столкнулась с новыми трудностями: в магазинах не было материалов и пришлось пользоваться запасами из гаража. Среди них оказались агрессивные лаки, которые подпортили мастеру здоровье.
― Ну, это “l'air du temps" (с фр. воздух времени). Творчество пришло в мою жизнь в трудную минуту, и оно осталось со мной. Дальше ― больше. Потому что когда начинаешь изучать процесс, корни ремесла, то тебе всё время хочется пробовать делать что-то новое, и это неистощимо.
Как рождается творчество
― У меня была любовь к манускриптам. Ещё когда я писала диплом про историзм романа Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле», я так туда углубилась и провалилась, что это всё полюбила очень.
Любить роспись художница начала именно как историк. Первое время Татьяна Владимировна срисовывала орнаменты из книг и со временем набила руку. Увлеклась древними рукописями, миниатюрами, орнаментами в виде плетёнок и начала использовать их в своих работах. Мастеру нравились древнерусские и византийские мотивы, именно в них она нашла свой ключ. Но однажды всё изменилось. Подруга попросила научить её росписи, а книжек с нужными примерами у мастера не было.
― Я обнаружила, что могу сочинить орнамент. И уже давно, наверное, потому что я так лихо стала это всё показывать подруге. В красоте часто и кроется истина. Когда это очень красиво, ты начинаешь лучиться, как в процессе, так и потом, когда смотришь на результат. Я могу сейчас придумывать орнамент, доверяя знанию и опыту, а также тому, что было создано до меня. Могу не думать, что я хочу изобразить на чаше. Это находится где-то глубоко в душе и напрямую связано с рукой, творящей красоту. Из-за этого хочется подольше пожить.
Изобразить древнерусский орнамент, однако, может не каждый. Чтобы рисунок соответствовал этническим традициям и канонам, нужно многое изучить. В росписи встречаются сюжеты, понять которые можно только если знаешь поговорки, присказки и истории того времени. Кроме того, любой мастер знает, как для творческого процесса важна так называемая насмотренность.
― Когда долго занимаешься творчеством, то начинаешь на всё обращать внимание: замечаешь процессы и детали, ловишь линии и улавливаешь взаимосвязи. И всё для того, чтобы потом это использовать. К примеру, подмечаешь, как сидит голубь на крыше, какая у него стать, как он отличается от голубки. Просто замечаешь природу вокруг.
«Это уже не творчество»
Однажды Татьяне Владимировне довелось расписать трапезную в храме: почти 200 погонных метров. Работа была рассчитана на команду, но художница с энтузиазмом взялась за дело в одиночку. Для облегчения процесса предложили использовать трафареты, но они только мешали.
― В конце концов, на эту работу у меня ушло целое лето. Я отдала этой росписи не только время и творческую энергию, у меня не было ни вдохновения что-либо созидать параллельно, ни физических сил. И мои родные и близкие как чувствовали, 10 дней после никто не звонил, не беспокоили. Внук приносит еду и лекарства. Большие объёмы, конечно, убивают творчество, превращают его в ремесло, а мне бы так не хотелось. Но потом мне прислали фотографии интерьера, люди благодарили за атмосферу. Это приятно.
Росписью по дереву Татьяна Остапенко занимается более 30 лет. За это время она украшала орнаментами очень разные поверхности ― от напёрстка, значков, браслетов, бусин для украшения, чаши и блюда, оружейный ящик и даже трапезную в храме. Каждый новый заказ для автора ― неожиданность, и каждый раз он рискует обернуться трудностями открытия ― своих возможностей, новых форм и сюжетов. Несмотря на сложности, Татьяна любит своё дело и очень предана ему.
― Для меня это счастье. Я вообще не знаю, что бы я делала в некоторые моменты жизни, если бы не роспись по дереву. Ты берёшь кисточку, раз, и ты в другом мире. Занимайтесь творчеством, это такое окно, которое может открыть для вас не только что-то новое, а и вас самих! И ещё, когда в голове какая-то мысль гложет или что-то непонятное случается, ты берёшь кисточку и погружаешься в творчество. И мысль отпускает, а рука ведёт и ведёт свой узор, и уже всё настроилось, всё соединилось, и мысль вдруг озаряет новым решением.
Мария Исаева, фото Алины Саркисян
и из архива Татьяны Остапенко и Колыванского краеведческого музея
Точка на карте: Колыванский краеведческий музей,
ул. Карла Маркса, д. 66, р.п. Колывань, Новосибирская область.