Найти в Дзене
Любовь Петрова

"Девочка с персиками" Валентин Серов, 1887, Третьяковская галерея

Савва Мамонтов, предприниматель и покровитель русской творческой интеллигенции, автивно инвестировал в театр, в музыку. В его имении Абрамцево на протяжении 20 лет жили и работами многие художники того времени, а их кстати так много и было, потому что была хорошая поддержка от новых русских буржуа плюс передвижничество. Сам Валентин Серов там фактически жил с юношества. Все гости очень любили долгожданную дочку Мамонтова Веру, шуструю жизнелюбивую девочку. В 1987 году Серов вернулся из путешествия в Европу и задумал написать портрет так, чтоб забыть все чему его учили раньше, и чтоб остановить мгновение и впечатление от него. Как мы уже знаем это значит написать в стиле импрессионизм. Здесь, на родине так никто еще не писал, и как раз "Девочка с персиками" стала первой картиной в этом стиле в России. Серов искал модель для своего задуманного портрета, и тут помог случай. В гостинную вбежала Вера, вся взлохмаченная румяная одиннадцатилетняя Вера, взяла персик и присела за стол. И Серов
"Девочка с персиками" Валентин Серов, 1887, Третьяковская галерея
"Девочка с персиками" Валентин Серов, 1887, Третьяковская галерея

Савва Мамонтов, предприниматель и покровитель русской творческой интеллигенции, автивно инвестировал в театр, в музыку. В его имении Абрамцево на протяжении 20 лет жили и работами многие художники того времени, а их кстати так много и было, потому что была хорошая поддержка от новых русских буржуа плюс передвижничество. Сам Валентин Серов там фактически жил с юношества. Все гости очень любили долгожданную дочку Мамонтова Веру, шуструю жизнелюбивую девочку. В 1987 году Серов вернулся из путешествия в Европу и задумал написать портрет так, чтоб забыть все чему его учили раньше, и чтоб остановить мгновение и впечатление от него. Как мы уже знаем это значит написать в стиле импрессионизм. Здесь, на родине так никто еще не писал, и как раз "Девочка с персиками" стала первой картиной в этом стиле в России.

Серов искал модель для своего задуманного портрета, и тут помог случай. В гостинную вбежала Вера, вся взлохмаченная румяная одиннадцатилетняя Вера, взяла персик и присела за стол. И Серов даже не сомневался - это лучший вариант портрета для его мечты, юная озорная модель, солнечный день, заливающий гостинную и персики, цвета румяных щек девочки. Вера унаследовала характер отца: стремительный характер, горячность, увлечение новизной, и она согласилась позировать.

Картина вышла настоящей одой молодости и свежести, легкости и света. Контуры модели и предметов как бы растворяются в белом свете, легкие мазки краски дают ощущение свежести, легкости. Девочка не напряжена, она не позирует специально, в ее взгляде не тоска от позирование, а замыслившее озорство, она готова сорваться с места и бежать по своим важным детским делам. Сам Серов писал, что стремился показать «ту особенную свежесть, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах».

Картина произвела фурор на передвижной выставке в 1888 году, но Россия еще не была готова к экспрессионизму. Картину Серов подарил маме Веры и она провисела 20 лет в этой же комнате, угол которой и изображен на ней. Потом уже картина заняла свое достойное место в Третьяковской галерее, а в Абрамцево висит копия. Вера в 27 лет вышла замуж, родила троих детей и в 32 года умерла от пневмонии. Вера была четвертым ребенком из пяти, и первые буквы имен составляли имя отца САВВА: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Веру и Александру сравнивали между собой как бесстрашную амазонку и простою русскую девушку, как розу и луговую кашку, которая не смотрела на всех с высока. Надменный характер Веры заметен даже по следующему фото.

Гостинная усадьбы Абрамцево.
Гостинная усадьбы Абрамцево.

Усадьба Абрамцево.
Усадьба Абрамцево.