Найти в Дзене
МИР С НАМИ

Юрий Трифонов. История полыхает, как громадный костер, и каждый из нас бросает в него свой хворост...

Юрий Трифонов
Юрий Трифонов

«На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет жарким и грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех. История полыхает, как громадный костер, и каждый из нас бросает в него свой хворост», – так размышлял Юрий Трифонов.

Дом правительства.

Будущий писатель Юрий Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве.

Его отец Валентин Андреевич Трифонов был председателем Военной коллегии Верховного суда СССР. Бабушка- профессиональная революционерка и участница Гражданской войны Татьяна Александровна Лурье. Семья Трифонова проживала в знаменитом «Доме правительства».

Позднее в 2003 году на доме будет установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“».

Вся семья Трифонова была близка к литературному творчеству. Его мама писала и публиковала детские книги под псевдонимом Е. Таюрина (от имен детей «Таня» и «Юра»).

Юрий Трифонов в детстве
Юрий Трифонов в детстве

Издавали свои произведения и другие родственники: дядя, двоюродный брат. В такой среде Юра начал писать стихи в 7 лет.

Отец его в 1936 году написал книгу «Контуры грядущей войны».

В ней он предугадал, что Германия нападет на СССР.

В 1937 году семью постигли репрессии.

Валентин Андреевич Трифонов был арестован как «участник троцкистской, диверсионно-вредительской, террористической организации» и агент германской разведки. Был арестован без санкции прокурора на основании справки, составленной в НКВД 4 февраля 1936 года.

Отца забирали с дачи, сын этого не видел, а мать уводили при нем. Прощалась с детьми (у писателя была еще сестра) и сказала:

«Что бы ни случилось, никогда не теряйте чувства юмора!»

Дети остались с бабушкой, которая, как позже говорил Юрий Валентинович, «треснула». У неё арестовали дочь, сына и зятя и как и тысячи других, не пощадили.

Валентина Андреевича Трифонова расстреляли 15 марта 1938 года.

Благодаря связям бабушки и личному знакомству со Сталиным , маме будущего писателя удалось смягчить приговор. Её отправили в ссылку в Казахстан ,в печально известный лагерь АЛЖИР. Бабушка с детьми была вынуждена перебраться в Ташкент.

Мама вернулась из ссылки в 1945 году.Реабилитирована она была в 1955 г.

Юрий в 1943 году вернулся в Москву . Он числился «сыном врага народа» и не мог поступить ни в один вуз. Устроился работать на оборонный завод. В 1944 году стал редактором заводской газеты. Получил необходимый рабочий стаж и, работая на заводе, в 1944-м всё же поступил в Литинститут.

И вот тут произошло странное, советское чудо. Странно , что «сын врага народа» был принят в Литинститут, да ещё его дипломная работа, повесть «Студенты» (1950) была опубликована в главном советском журнале- «Новом мире». Ещё повесть была выдвинута и получила Сталинскую премию третьей степени. Юрий Трифонов тут же стал известен.

Клеймо «сын врага народа» висело над молодым писателем. Юрий Валентинович вспоминал:

«…Как гром среди ясного неба: исключение из комсомола за то, что я скрыл, что являюсь сыном “врага народа”. На этот раз – скандал… Лауреат, которого следовало исключать.

В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.

После реабилитации отца Юрия Трифонова в 1955 году писатель получает возможность написать документальную повесть «Отблеск костра» – на основе личного архива. Случайно на подмосковной даче у родственницы обнаружился личный архив и письма братьев Трифоновых еще времен Гражданской войны. При обысках подобные архивы органы НКВД обычно изымали при аресте и затем уничтожали.

Писатель за работой
Писатель за работой

Рой Медведев вспоминал:

Первым произведением Ю. Трифонова, которое я прочел в журнале «Знамя» в 1965 году, была повесть «Отблеск костра». Это была откровенно антисталинская документальная работа, посвященная жизни, деятельности и трагической гибели отца писателя – Валентина Андреевича Трифонова, известного большевика, одного из создателей большевистских организаций на юге России, участника революций 1905 и 1917 годов, одного из организаторов Красной Армии.

«Многожильный провод истории» — эту великую метафору подарил миру писатель Юрий Трифонов.

“Вопрос о цензуре был постоянным вопросом на всех пресс-конференциях, лекциях и встречах с зарубежными читателями. На этот почти дежурный вопрос Ю.В. отвечал неожиданное: цензура — это, конечно, плохо, очень плохо, но лично ему она не мешает, потому что помогает оттачивать литературное мастерство”.

В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести».

В 1972 г. Трифонов написал для книжной серии «Пламенные революционеры» повесть «Нетерпение» об Андрее Желябове (1851 – 1881), члене Исполнительного комитета партии «Народная воля». Он был организатором убийства Александра II.

Юрий Трифонов
Юрий Трифонов

Писатель воспринимал историю Желябова как тяжкий урок для ХХ века. Ему было видно внутреннее духовное сходство российских революционеров и западных террористов .

В 1979 г. он писал в дневнике о природе экстремизма. В частности о том, что шумиха в прессе преступникам только на руку.

«Терроризм достигает цели не через действие, а через реакцию на него, (…) вызывает сложный комплекс – ненависти, восхищения, отчаяния, надежды и страха. Это кривое зеркало, но с мощным усилителем. «Усилителем» как раз является масс-медиа. Газеты и телевидение устроили из терроризма подлинный «университет миллионов».

В комментариях Ольги Трифоновой ( жены писателя) к дневникам и рабочим тетрадям писателя, опубликованным в “Дружбе народов”, приведены его пронзительные стихи из записной книжки 1947 года, где писатель предсказывает и время, и место своей смерти. Стихотворный, мистической силы набросок назван “В 1980-м” и звучит так:

Под синичий писк, под грай вороний
Домуправ гражданскою лопатой
Намекнет на мир потусторонний.
Кем я стану? Запахом растений,
Дымом, ветром, что цветы колышет?
Полное собранье сочинений
За меня сержант Петров допишет.
Он придет с весомыми словами,
С мозгом гениального мужчины.
Если он находится меж вами,
Пусть потерпит до моей кончины.

Всякий брак — не соединение двух людей, как думают, а соединение или сшибка двух кланов, двух миров. Всякий брак — двоемирие.

Юрий Трифонов, из книги "Другая жизнь".

Юрий Трифонов с женой Ольгой
Юрий Трифонов с женой Ольгой

Цитаты Ю. Трифонова:

В разные времена настоящее выглядит по-разному.

из книги «Дом на набережной».

«Люди, умеющие гениальным образом быть никакими, продвигаются далеко. Вся суть в том, что те, кто имеет с ними дело, довоображают и дорисовывают на никаком фоне все, что им подсказывают их желания и их страхи.»

Если бы меня спросили, что такое старость, я бы сказал: это время, когда времени нет. Потому что живем мы, дураки, неправильно, сорим временем, тратим его попусту, туда-сюда, на то на се, не соображая, какая это изумительная драгоценность, данная нам неспроста, а для того, чтобы мы выполнили что-то, достигли чего-то…

Юрий Трифонов с сыном
Юрий Трифонов с сыном

В 1980 году по предложению немецкого писателя Бёлля Юрий Трифонов был выдвинут на соискание Нобелевской премии. Может, и стал бы лауреатом, да внезапная и нелепая смерть не позволила.

Начало Галереи сильных образов смотрите здесь. Продолжение смотреть тут, и тут.Если понравилась статья, то не забудьте поставить палец вверх!