На дворе - август 1911 года. В мастерскую Пикассо в панике врывается Гийом Аполлинер - известный французский поэт, художественный критик, и по совместительству друг нашего героя. Когда художник пытается выяснить, что случилось, Аполлинер объясняет ему, что им может грозить арест за кражу произведений искусства из Лувра, главного музея страны, а потому нужно срочно придумать, как обезопасить себя. Но давайте обо всем по порядку.
У Аполлинера был молодой, но ушлый секретарь по имени Жери Пьере, который регулярно спрашивал аполлинеровских гостей, художников и писателей, не нужно ли им что-нибудь из Лувра. Конечно, они предполагали, что речь идет о парижском универмаге “Лувр”, не предполагая, что этот пройдоха на самом деле ворует предметы из малопосещаемых залов главного музея Франции. Так вот, после очередной кражи Пьере предложил Пикассо две древние иберийские каменные головы. Для справки: иберы - это древняя цивилизация, обитавшая на территории современной Испании. Иберийские скульптуры отличались простыми, ясными чертами и пристальным взглядом из-под тяжелых, четко очерченных век. Пикассо, который и сам был испанцем, познакомился с этой невероятной художественной традицией еще в родной стране, и активно стал использовать ее в своем творчестве. Поэтому приобрести такой артефакт художник был только рад - “головы Пьере” послужили прототипами для многих его картин, например, "Авиньонские девицы".
После этого эти скульптуры осели где-то в глубине шкафа мастерской Пикассо - до августа 1911 года. Этим злополучным летом Пьере отнес свою очередную добычу в редакцию газеты “Пари Журналь”, продав ей свою историю о том, как легко красть из музеев. И все бы ничего, но неделей ранее из Лувра пропала его (впоследствии) главная драгоценность - “Мона Лиза” Леонардо да Винчи.
Изображение легендарной дамы с полуулыбкой похитили из Лувра 21 августа. Жандармы оцепили Париж и целыми отрядами прочесывали город в поисках подозреваемых, а на выезде из страны ввели тщательный досмотр. Новости о пропавшей картине пестрили на первых полосах европейских газет. После откровения Пьере полиция побежала его арестовывать, но этот авантюрист к тому моменту уже сбежал в Северную Африку. Тогда они вышли на Аполлинера, у которого дома тоже стояла украденная из музея статуэтка.
Поэтому Аполлинер с Пикассо так запаниковали - ведь если бы в шкафу художника нашли эти иберийские головы, последствия могли бы быть серьезными. В итоге они не придумали ничего лучше, чем положить их в чемодан и выбросить в реку Сену. Но, так как из-за патрулей незаметно это сделать было невозможно, нашим героям пришлось самостоятельно отнести скульптуры в редакцию газеты и все рассказать. Публикация этой новости привела к аресту и допросам обоих, но в результате неудачливых любителей искусства все-таки отпустили, не предъявив никаких обвинений.
А если хотите узнать, как иберийские скульптуры повлияли на рождение нового стиля - кубизма, то слушайте этот эпизод подкаста "Васнецов и Аленушка".
А "Мону Лизу" нашли в Италии только спустя три года. Оказалось, что ее украл сотрудник Лувра - декоратор Виченцо Перуджа, якобы чтобы восстановить справедливость и вернуть произведение искусство на родину великого художника. Именно после этой истории картина получила статус легенды и практически культового объекта, но который миллионы людей стремятся взглянуть хотя бы одним глазком.