Меня зовут Артём Владимиров, я дизайнер, автор книги-раскраски, любитель рукоделия. Обычно люди в этом месте восхищенно уточняют: ландшафтный или интерьерный дизайнер? Телепередачи «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ» показывают нам творческих личностей, дизайнеров и декораторов, которые превращают обычные московские квартиры и дачи в нечто экстраординарное. Но дизайн как профессия имеет огромное количество отраслевых специализаций.
Моя профессия — графический дизайнер, полиграфист, фрилансер. Моя работа — это дизайн логотипов, буклетов, каталогов, презентаций, оформление выставок и книг. А после работы моё увлечение — это рукоделие, лоскутное шитьё и вязание. По сути своей это тоже дизайн, но вместо бумаги ткань и нитки, вместо компьютера швейная машина. Расскажу, что между ними общего.
Моё портфолио на сайте: www.artdesigner.ru
Что же такое дизайн как профессия?
По сути своей это проектирование и создание чего-угодно: квартиры, дома, ландшафта, одежды, мебели, предметов, документа или целого производственного процесса. До того, как это слово пришло в русский язык, дизайнерами могли быть архитекторы, инженеры, художники-оформители, наборщики текста, верстальщики, модельеры. Традиционное рукоделие и народное декоративно-прикладное творчество — это тоже дизайн в полном своем смысле.
Дизайн и традиция
Если мы посмотрим в прошлое, на нашу традицию, то мы увидим примеры утилитарного дизайна и ремёсел, которыми занимались наши бабушки, а скорее прабабушки и дальние предки. Живя в деревнях, они сами создавали вещи для себя: не только одежду, но и предметы быта, убранства своих домов и даже сами дома тоже. Круто? Вязали из шерсти, ткали домоткань и половики, шили всю одежду для семьи, весь текстиль для дома, кукол детям, вышивали подзоры и рушники.
Тогда и слова такого не было «дизайн», но именно этим занимались люди, когда придумывали узоры для вышивок на рубахах, или вязали кружево для рушников, или ткали дорожки из тканевых лент, на которые резали старую одежду. Традиция сохранила для нас множество образцов таких вещей, и все они похожи своей традиционностью, но каждая вещь уникальна по-своему. А что такое традиция? Это опыт, накопленный народом, опыт самый лучший, самый полезный и удобный. То, что трудно, неудобно или непрактично не приживается в традиции. И это — первый ключ к пониманию, как это применять традиционные техники и ремёсла в настоящем.
Как я научился вязать?
Моё увлечение вязанием началось, когда мы с подругой решили связать коврик в ванную. Мы разодрали старые простыни на ленты, и подруга начала вязать коврик толстым крючком. Мне этот процесс очень понравился, как из ненужной вещи вдруг можно сделать что-то нужное. Я попросил меня научить. Столбик без накида освоил примерно сразу, и мы по очереди вечерами вязали этот половичок. Потом второй на балкон, потом ещё другой, и с тех пор вязание половичков стало одним из моих зимних увлечений. Я стал замечать их везде: в старых домах, на дачах, в музеях.
Сообщество вязайнеров
В Инстаграме я нашел таких же любителей вязания, и оказалось, что огромное количество девушек и женщин вяжут из трикотажной пряжи ковры, корзины и пуфы для своих домов, в подарок и на продажу. Это направление стало называться интерьерным вязанием, когда вместо тонкой нитки используется толстая трикотажная пряжа или хлопковый шнур. Даже старые футболки можно порезать на ленты и связать кругляш на стул или придверный коврик, ровно такой же, как когда-то вязали из тканевых лент или старых капроновых колготок.
Традиция жива, и здравый смысл подсказывает нам, как использовать имеющиеся ресурсы, трансформируя ненужные вещи во что-то другое нужное и полезное, вместо того, чтобы выбросить их в помойку.
Позже, когда сформировалось сообщество вязайнеров, мы стали собираться на посиделки в кафе, чтобы поделиться опытом. Присоединялось всё больше и больше людей, и мы стали устраивать вязальные встречи в парке Горького.
Интересно было наблюдать за окружающими, когда мы сидели с крючками и большими яркими клубками и что-то творили. Если взрослые с интересом наблюдали издалека, то дети не стесняясь прибегали и спрашивали, чем мы тут занимаемся. И конечно же, мы не упускали возможность привлечь к этому занятию юных особ. Пока родители пили свой кофе и обсуждали свои дела, девочки присоединялись нашим девушкам и, впервые взяв в руки вязальный крючок, за 20 минут могли связать простую корзинку или браслет, и счастливые убегали к своим. Вот так легко и весело традиция передается от старших к младшим, когда все увлечены чем-нибудь интересным.
По моим наблюдениям за участниками встреч и мастер-классов, большинство участниц от 30 до 40 лет, то есть если в детстве не научились рукодельничать, то после рождения своих детей это желание появляется вновь. У детей все вещи получаются гораздо легче, чем у взрослых тёть, потому что они не боятся испортить, не боятся ошибиться, они хотят выиграть эту игру и получить результат, поэтому пробуют снова и снова, пока не достигнут результата. А для мастера успех его ученика — это радость и гордость.
Какой материал выбрать?
Возвращаясь к дизайну, лучше использовать качественные материалы и инструменты для любого вида рукоделия. Если вы только начинаете осваивать ремесло, плохой материал не будет вам помощником и может отбить желание заниматься творчеством. Когда вы почувствуете, что уже умеете и понимаете процесс, тогда можно смело экспериментировать с разными нитками, разными тканями и материалами. Тогда вы сможете получать неожиданные результаты, интересные фактуры, а ошибка в работе сможет подарить вам новую идею вместо разочарования. Главное — не нужно бояться испортить работу.
Как я начал шить
Моё увлечение лоскутным шитьём началось, когда мне было 25 лет. В сарае, в доме друзей, я увидел огромный мешок обрезков мебельной ткани — отходы с местной фабрики, и мне захотелось сшить эти лоскуты, уж очень они были красивы. Я купил недорогую швейную машину, и начал превращать отходы в ценности. Сначала прихватки, потом подушки, и первое одеяло.
Позже я быстро понял, что у меня не получается сшить то что я хочу, так как я это придумал. Первое лоскутное одеяло подарило мне восторг от возможности творить такие вещи самому, но и перешивал я его несколько раз, порол, портил ткань, ломал иглы на швейной машине. Я понял, что надо по-настоящему научиться этому ремеслу, и начал изучать все подряд мастер-классы по лоскутному шитью, и нашел целый цикл видео по рукоделию Татьяны Лазаревой, программа так и называется: «Мастер-класс».
Учеба в школе лоскутного шитья
Второе, третье, четвертое одеяло получились лучше и красивее, однако я увидел, что мало аккуратно шить, надо ещё и знать технологию, крой, конструкцию, дизайн, и я решил пройти онлайн-обучение в школе лоскутного шитья Анны Климовой (belo_shveyka). Сейчас существует множество подобных школ, где под присмотром преподавателя можно научиться шить. Стоит это совсем недорого, и полностью оправдывает вложения, а главное — дарит счастье.
Много лет, каждый день я работаю за компьютером, работаю с полиграфией, рекламой, композицией, формой и цветом, со шрифтом, буквами, словами и текстом. Передо мной быстро раскрылись все основы лоскутного шитья, я понял из чего оно состоит, и как оно создается. Квадраты, треугольники, полоски — базовые формы в этом деле, а сочетать их можно бесчисленным количеством способов. Это очень увлекательное творчество.
И снова мы увидим дизайн в казалось бы простых деревенских лоскутных одеялах. Приёмы известны и универсальны для любого творчества: это композиция, форма, ритм и цвет. Материал может быть любой, идея может быть любая. Имея основы художественного образования, можно развить в себе вкус, научиться видеть красоту, вдохновляться окружающим миром и творить что-то своё.
Так, начав обучение в школе лоскутного шитья, я всем участницам озвучил, что не буду шить учебное одеяло из ситцев в цветочек! Моё одеяло будет из тканей с буквами, с надписями, с геометрическими фигурами и полосками. И хотя эта работа учебная, сшита из самых простых блоков, но мой графический дизайн превратил её из простого ученического одеяла в авторскую работу, которая участвовала на выставках и фестивалях. Конечно же, у каждой ученицы получились свои уникальные одеяла, так была передана традиция, адаптированная к настоящему времени.
Эксперименты с тканями
Окончив учебный курс, я начал эксперименты во всех направлениях. Пробовал разные ткани: мебельные обивки, интерьерные и шторные ткани, ацетатный шелк. Осилил несколько одеял из советских ситцев в цветочек, они оказались очень милыми, такими по-настоящему бабушкиными. Были одеяла как из полностью новых тканей, так и из моих старых рубашек и джинсов. Сейчас одеял сшито уже почти два десятка! Потом я увлёкся шитьём прихваток, подушек, косметичек и сумок, список продолжается...
У каждого одеяла свой дизайн и своя история, которые я рассказываю в своём блоге на Дзене. Здесь я собрал весь свой опыт рукоделия за 7 лет, и пишу статьи о творчестве и дизайне. Не забудьте подписаться!
Традиция и плагиат
В своих работах я чаще использую традиционные дизайны для одеял и лоскутные блоки, либо придумываю свои собственные эскизы. Традиция собрала огромное количество примеров блоков, композиций, от самых простых, до сложных работ. Тем она и хороша, что повторяя такой блок или рисунок, вы учитесь сами и используете опыт всего народа. Это не плагиат, это культура!
На выставках можно увидеть настоящие шедевры из ткани, потрясающие работы, которые мастерицы шьют по несколько лет. Например, совместный пошив одеяла «Дорогая Джейн» занял четыре года! Одеяла были показаны на фестивале лоскутного шитья QuiltFest в Москве в 2019 году. Мне до такого мастерства ещё очень далеко.
Как я решил нарисовать книгу-раскраску
Графический дизайн и рукоделие соединились в моей книге-раскраске для творческих личностей «Крась! Мажь! Гуашь! Акварель! Карандаш!» (kras.mazh.guash). Несколько лет назад в книжных магазинах появились раскраски анти-стресс, они же раскраски для взрослых, и стали очень популярным хобби. Я долго их разглядывал, желая приобрести такую книгу себе, но что-то всё было недостаточно вдохновительным для меня. И я захотел сам нарисовать раскраску, которая была бы интересна мне самому.
Я давно мечтал издать свою книгу, но как это сделать, если я не писатель и не иллюстратор? Ответ пришел таким удивительным образом. Я взял за основу идею сделать раскраску с геометрическими узорами. Оказалось, что наша традиционная орнаментика полна геометрических узоров и форм, а окружающий мир полон предметов простой формы, они и стали объектами для раскрашивания: лоскутные одеяла, половики, полотенца, прихватки, тарелки. Книга поможет научиться работать с цветом, в ней есть простые задания по дизайну, немного об истории искусств, а также занимательные игры.
Книга подходит и детям, и взрослым, каждый может увидеть в книге что-то своё и применить это в своём творчестве. Чаще всего книгу покупают рукодельницы, сначала это были мои знакомые, а теперь всё больше и больше людей интересуются раскраской.
Подробнее про книгу: www.artdesigner.ru/raskraska
Традиционные рукоделия
Возвращаясь к традиционным рукоделиям, они никуда не делись, они с нами. Женщины продолжают шить и вязать, мужчины продолжают мастерить свои штуки. Традиция меняется и меняются вещи, меняется мода. Современные материалы открывают нам новые возможности для творчества, и поэтому оно выглядит иначе, современно.
Чтобы создавать вещи как в старину, нужно использовать материалы и техники, которые были доступны тогда. Сейчас это направление называется исторической реконструкцией.
Я знаю мастериц, которые ходят в юбках и сарафанах, которые сшили из домоткани, которую сами же и соткали, и это не выглядит как праздничный фестивальный костюм (привет Марина Каргина!). Это выглядит красиво и достойно, это видят те, кто разбирается и понимает. Я знаю мастериц, кто сам шьет себе не только платья, но и лоскутные куртки и пальто, и это выглядит красиво и современно.
Пережив 90-е годы, в народе отложилось, что самошитое — это плохое, это от бедности и нищеты. В 2000-е годы ценилось всё покупное. А теперь, снова мы возвращаемся по разным причинам к рукоделиям, когда делать свои вещи стало достойно и уважительно.
Жаль, что пока не все люди готовы создавать свои вещи или покупать их и платить достойную цену. Поэтому я не шью на заказ и рукоделия не приносят дохода. Я делаю авторские вещи, такие какие они есть, иногда кто-то желает их приобрести, но чаще я дарю их.
Чтобы зарабатывать на рукоделии, нужно подстраиваться под рынок и спрос, а он весьма невелик. Времени это занимает очень много, а желающих это купить мало. Поэтому я создаю вещи для своего интерьера, которыми буду пользоваться сам.