Во второй половине прошлого века многие государства выпускали марки, посвящённые памяти жертв нацизма. Но, пожалуй, только почтовые ведомства Германской Демократической Республики и Израиля делали это на постоянной основе. Причём, марки ГДР, выразительные и лаконичные, в основном изображали памятники, установленные на месте преступлений нацистов.
Свой первый рассказ в рубрике «Без срока давности», я начну с изображения на почтовой марке ГДР 1979 г.: пятеро истощённых узников в лагерных робах скорбным взглядом встречают посетителей мемориального комплекса на месте концентрационного лагеря Дора-Миттельбау, режим которого считался одним из наиболее тяжёлых. Рядом с памятником лежит плита, на которой выбиты слова, указывающие национальность тех, кто сгинул в этом аду — евреи, русские, украинцы, сербы, поляки, французы, голландцы… Есть даже марокканцы и турки.
Дора-Миттельбау или Дора-Нордхаузен — концлагерь, созданный в августе 1943 г. в Гарцских горах в 5 км от г. Нордхаузена (Тюрингия). Изначально он являлся филиалом концлагеря Бухенвальд. В 1936 г. в Доре было начато строительство подземного склада горючего. Первая же сотня заключённых прибыла в концлагерь 28 августа 1943 г. — через десять дней после уничтожения базы Фау-2 в Панемюнде. С самого начала предполагалось, что в лагере, на заводе Миттельверк, будет создаваться германское «оружие возмездия» — первые, по сути, баллистические ракеты Фау-2. Их выпуск начался в январе 1944 г., а уже летом было развернуто и производство самолётов-снарядов Фау-1.
Благодаря мужеству интернациональных подпольных ячеек, завод лагеря хронически не выполнял план по выпуску «оружия возмездия». Таким образом, узники Доры ценой своих жизней спасли десятки тысяч жителей городов Великобритании.
Позже в штольнях стали собирать авиационные моторы фирм «Хенкель» и «Юнкерс». В лагере узники работали в специально прорубленных в горе тоннелях. Считается, что именно здесь располагалась самая крупная подземная фабрика по производству вооружений во время Второй мировой войны. В чреве горы заключёнными были проложены две параллельно идущие штольни (тоннели «А» и «В») с необходимым оборудованием и железнодорожными путями. Эти тоннели впечатляли своими размерами: их длина составляла около 1,8 км, а высота почти 30 м. Кроме того, между ними было сооружено ещё сорок шесть т.н. «рукавов» — поперечных тоннелей. К маю 1945 г. общая длина тоннелей лагеря приблизилась к 20 км, а общая площадь — к 250 тыс. кв. м.
Строили цеха преимущественно евреи. После окончания работ практически все они были вывезены в Аушвиц и Маутхаузен для уничтожения. 28 октября 1944 г. концлагерь в Гарцских горах стал самостоятельным. Тогда он и обрёл название, под которым известен и поныне — «Дора-Миттельбау».
В сущности, это был целый город с вокзалом, администрацией, многочисленными службами (в т.ч. и гестапо), тюрьмой, местом для казни, площадью (плацем для построения заключённых), многочисленными мастерскими, складами, пожарным депо... Для персонала лагеря были предусмотрительно построены спортивные площадки, кинотеатр, баня и даже, извините, публичный дом...
Весельчак. Солдаты вермахта, откомандированные для охраны лагеря, носили на воротнике несколько изменённую свастику, но на головном уборе были всё те же, хорошо всем знакомые, руны СС.
Если к началу работы лагеря в нём было двадцать три филиала, то к апрелю 1944 г. их число выросло до сорока. Каждый филиал действовал как отделение лагеря, производя компоненты для основного производства. Как уже говорилось, режим концлагеря Дора-Миттельбау был одним из наиболее тяжёлых. Невольники Третьего рейха массово погибали от переутомления, истощения и заболеваний (в основном лёгочных). К 25 марта 1945 г. в лагере находилось около 34 тыс. узников. В первый же день апреля 1945 г. началась их эвакуация в Берген-Бельзен, Заксенхаузен, Ораниенбург и другие концлагеря. По дороге несчастные умирали тысячами, многих обессиливших конвоиры добивали выстрелами в упор.
Условия под землей были экстремальными: отопление не предусматривалось, так что постоянная температура держалась в пределах 8ºС; дневной рацион состоял из 1 л чёрного горького эрзац-кофе, 400 г хлеба и порции жидкого картофельного супа.
3 апреля 1945 г. британские «бомберы» — «Ланкастеры» и «Москито» — обрушили на лагерь Дора-Миттельбау свой смертоносный груз. По разным данным, погибло до 1300 узников, десятки из них сгорели заживо.
На фото узники лагеря, погибшие во время налёта британских ВВС. Несчастные не дожили чуть более недели до освобождения.
Всего за время существования лагеря через него прошло около 60 тыс. заключённых разных национальностей. Из них погибло (большинство при прокладке тоннелей) около 20 тыс. человек. 12 апреля 1945 г. территория лагеря, где оставались лишь больные и нетрудоспособные «полосатики» (так нацисты называли узников), была освобождена частями 104-й пехотной дивизии 1-й армии США. Позднее оборудование подземного предприятия было демонтировано по приказу советских оккупационных властей и вывезено в СССР.
С 7 августа по 31 декабря 1947 г. в Дахау состоялся Американский военный трибунал, перед которым предстали 19 сотрудников администрации и охраны лагеря Дора. К смертной казни был приговорён один из четырёх бывших комендантов лагеря — Ганс Карл Мёзер (приговор приведён в исполнение уже 30 декабря 1947 г.). Пожизненное тюремное заключение «схлопотали» восемь нацистов. Шестеро подсудимых получили различные сроки заключения: от 5 до 25 лет. Четверо были оправданы. Один покончил жизнь самоубийством.
В 1966 г. на месте бывшего концлагеря Дора-Миттельбау был открыт Мемориал жертвам нацизма. В его музее можно увидеть и медиа экспозицию на разных языках, и реальные предметы: одежду узников, вагонетки, фрагмент стены штольни, многочисленные фотографии и даже... лагерные деньги.
Так вот, оказывается, какая трагедия тысяч людей скрыта за скупым изображением на почтовой марке уже несуществующего ныне государства.