Найти тему
Дневник кинозрителя

Выпуск 14. «Кукольник». Сказка, рассказанная ночью.

Киностудия им. Горького после долгого-долгого перерыва самостоятельно выпустила полнометражный фильм, фильм именно для своей аудитории, то есть для подростков. Событие для меня лично очень радостное, и картину «Кукольник» я пропустить, конечно, не могла.

Семья коренных горожан, состоящая из мамы и двух дочерей, переезжает в сельскую местность на постоянное место жительства. Для мамы-медика найдётся работа и в селе, её здесь даже гораздо больше, чем в городе. Младшая из девочек, Аня, болеет, и для выздоровления ей необходим чистый деревенский воздух. Ане, кажется, всё равно, где жить – лишь бы вместе с мамой и сестрой. А вот старшая сестра как раз крайне недовольна переменами. Сонин привычный мир разрушен, а как выстроить новый, она ещё не понимает. Куда пойти в этой дыре? С кем подружиться, если одноклассники ведут себя как агрессивные дебилоиды? И что это за глупая страшилка с таинственным хозяином старого заброшенного дома? Кажется, странный одноклассник верит в неё всерьёз.

Создатели «Кукольника» знают, чем привлечь не только подростка, но и взрослого зрителя. Атмосферность – несомненное достоинство этого кино. Так притягательно выглядят на экране комнаты старого обжитого дома. Мягкий свет из-под абажура падает на круглый стол, покрытый скатертью. Вечером этот свет далеко виден из окна. Да и дневные сельские просторы не менее прекрасны. А разве не приятно зрителям увидеть на экране молодые непримелькавшиеся симпатичные лица? Они, безусловно, украшают фильм. Мы узнаём только Марию Миронову и Виталию Корниенко, которая, несмотря на возраст, уже очень много снималась. Все остальные актёры здесь – сплошь юные дебютанты. Ну, а сама история фильма так напоминает одну из тех, какие мы таинственным шёпотом в темноте рассказывали друг другу и в эти минуты, конечно же, верили в них. Впрочем, у мистики в «Кукольнике» вполне реальная подоплёка.

-2

Одна зрительница написала, что ей было интересно «понять психологию маньяка» и поэтому она смотрела фильм «Кукольник». Но ведь Кукольник совсем не маньяк, он просто человек, которого отвергали. Когда тебя отвергают и не понимают, если не станешь маньяком, то как минимум начнёшь проявлять агрессию. Вот, например, мальчик Юра уже в раннем детстве начал ненавидеть своего брата, потому что тот пытался лепить из мелкого человека по своему образу и подобию. А девочка Аня не хочет пускать сестру в свой новый мир, потому что чувствует, что она совсем не интересна Соне. Соня просто не принимает младшую сестрёнку всерьёз, а дети очень хотят, чтобы к ним относились серьёзно.

Со смысловыми посылами, в общем, в фильме «Кукольник» всё в порядке. И всё же поставить картине высший балл я не могу. Лично мне не хватило подробностей, более неспешного развития сюжета. Вот если бы необычный мальчик Юра был более таинственным, более закрытым для зрителей, если бы он не так быстро рассказал Соне свой секрет, если бы нам дольше не было понятно, положительный Юра герой или отрицательный, тогда было бы и страшней, и интересней. Постепенному раскрытию образа Юры стоило посвятить, на мой взгляд, дополнительных 10-15 минут. Допустим, Юра говорит Соне: «Слабо вечером прийти на окраину села?». Соня спрашивает: «А что мы там будем делать?». «Ну, сначала картошку печь», - отвечает Юра. И потом мы видим, как Соня в темноте идёт на свидание, подростки вдвоём сидят у костра, разговаривают и Юра частично рассказывает свою историю. (Может, сильно придираюсь, но для детей ведь надо снимать как для взрослых, только лучше.)

Ну и вторичность фильма, которая проявилась главным образом в финале, бросилась мне в глаза. Многим зрителям, кстати, концовка показалась непонятной. А суть в том, что маленькая Аня снова осталась одна. Это ведь у Сони появились друзья и новая компания… Когда случается что-то страшное, мы сразу вспоминаем все свои ошибки, спешно пытаемся их исправить, обещаем себе и другим их не повторять. Но когда опасность отступает, что называется «отлегло от задницы», всё очень быстро, почти сразу возвращается на круги своя, так уж мы устроены. И да, если человек одинок, его не пугает даже страшное. Вот точно такой же смысловой финал я видела в фильме Н. Лебедева «Поклонник».

-3

Хочу несколько слов сказать о Николае Лебедеве. Его зрители знают, главным образом, по суперблокбастерам «Легенда №17» и «Экипаж». А между тем, в начале своей карьеры этот режиссёр снимал фильмы ужасов, развивая практически не развитый в нашем кинематографе жанр. И он даже в этом преуспел. («Змеиный источник» видели?) Фильм «Поклонник», конечно, не ужас, но очень качественный триллер. Уже в 1999 году было видно, что Лебедев – большой киномастер. «Поклонник» у него просто безупречным вышел, ни одного недостатка в кино. Напряжённый сюжет не позволяет зрителям оторваться от экрана, на первом плане – непредсказуемость, таинственность, дидактика присутствует, но не выпирает, а финал очень жизненный. Всё познаётся в сравнении. Вот если бы я «Поклонника» не видела, оценила бы «Кукольника» выше. Но я фильм Лебедева даже пересматривала, и не один раз. Поэтому поставить больше 8 баллов новой картине Романа Амслера и Сергея Кузнецова не могу. Но это, на самом деле, тоже высокая оценка.