Так получилось, что своеобразные напоминания об одном и том же явлении фоново преследуют меня уже второй день. А ещё в заметках у меня давно висит тема для поста, озаглавленная «Как женщины приуменьшают ужас ежедневных домогательств». Поэтому я решила-таки сегодня написать этот пост.
Я замечаю, как мужчины умудряются обесценивать женский страх перед ночными прогулками, нахождением в лифте один на один с незнакомцем и даже дневной прогулкой в безлюдном месте. Об этом я уже писала здесь, но эта тема обострилась в моей голове в связи с видео, которое сначала мне прислали, а потом оно попалось мне самой в рекомендациях ТТ.
В том ТТ показывали комменты парней и девушек под другим видео, где задавался вопрос: «Что бы вы сделали, если бы на один день поменялись телами с человеком противоположного пола?» И если девушки отвечали в духе: «Спокойно пошла бы гулять ночью», то парни рофлили с этого и по-клоунски выдавали: «Надел бы самый откровенный наряд и спокойно пошёл бы гулять ночью».
Да-да, можете говорить, что это всё шутки, а мы опять ущемились, что парням тоже небезопасно гулять по тёмным переулкам в одиночку и проч. Но я ничего на это не отвечу.
Дело тут в другом. Дело в том, что к проблемам женщин не начинают относиться серьёзнее даже после того, как они напрямую говорят о них и указывают на них.
Дело в том, что кэтколлинг, нежелательное внимание незнакомых мужчин, неуместные комплименты, харрасмент и прочие случаи прямых или опосредованных домогательств до женщин продолжают происходить тут и там. И не все подобные случаи, к моему большому сожалению, заканчиваются благополучно и мужчина(-ы) просто отваливает(-ют). А люди продолжают говорить: «Вы не понимаете, феминизм не поможет изменить это, насильники и преступники всегда были, есть и будут»… Это реальный комментарий одного индивида из ТТ.
(Сравните ещё слова Стаса Круглицкого, когда он приходил на подкаст «Правило 34». Он рассказал о случае, когда проснулся в отеле после ночи с девушкой и обнаружил, что она, уж извините, скачет на нём. Ведущие не поняли и на всякий случай уточнили: это был секс со спящим человеком? Он спал и никакого согласился на секс не давал? Стас ответил, что да. Тогда ведущие объяснили ему, что это было самое настоящее изнасилование, потому что именно так называется занятие сексом с человеком, который этого не хочет и/или не может сопротивляться. Сам Стас даже не относил этот опыт к опыту изнасилования, для него это было прикольным воспоминанием. Но после того, как ведущие возмутились поведением той девушки, Круглицкий сказал: «Вот да, видите, женщины, мужиков тоже насилуют, только мы, в отличие от вас, не бежим растрезвонивать об этом во всех социальных сетях».)
И знаете, я поняла недавно, что на фоне подобного попустительского отношения к домогательствам сами женщины тоже возвели это явление в своеобразную норму (не приравнивайте «возвели в норму» к «перестали опасаться»). Только мужчины обесценивают такие ситуации потому, что никогда с подобным не сталкивались, а женщины — потому, что сталкиваются с этим слишком часто.
Со временем сигнал автомобиля, проехавшего мимо, или «кс-кс-кс», прозвучавшее тебе в спину на многолюдной улице, перестаёт быть чем-то из ряда вон выходящим. В «Феминистском городе» Лесли Кёрн пишет, что в городах женщины лишены анонимности и своеобразной скрытности. Женщина не может полноценно расслабиться и смешаться с городской толпой, потому что каждый момент времени ожидает харрасмента.
И, соответственно, женщины не могут избежать обесценивания собственного опыта, связанного с домогательствами. Я замечаю это даже на своём примере и примере подруг. Обычно про свой опыт рассказываешь более-менее отстранённо и спокойно, не реагируя на это как на конец света (возможно, потому что знаешь, что ничем плохим это в итоге не закончилось). Но когда подруга рассказывает про свой опыт сталкинга или приставаний, то чуть ли не за сердце хватаешься и не понимаешь, как твоя девочка со всем этим ужасом справилась.
Домогательства имеют разные формы, одна из них — харрасмент под видом доброжелательности. Иногда мужчины в защиту патриархата говорят, что у женщин, мол, куча привилегий, грех жаловаться. Под привилегиями обычно понимается помощь с тяжёлыми сумками, открывание дверей, помощь в надевании пальто и т.д. (Вау, девочки, рил ток, чё жалуемся!)
Только нужно учитывать, что эти «привилегии» не бескорыстны, не говоря уже о том, что мужчины обычно любят ухаживать только за конвенциально красивыми женщинами. Незнакомые мужчины часто делают это с умыслом, желая получить «плату» за свою галантность. Плата тоже может быть разной: начиная улыбкой и заканчивая согласием женщины пойти с этим мужчиной на свидание.
К слову, неулыбчивое женское лицо на улицах не приветствуется. Даже моя мама говорит, что по улицам всегда нужно ходить с улыбкой. И вспомним не самые остроумные подкаты по типу «Ой, девушка, вы что-то обронили. Улыбку! Улыбайтесь чаще!»
И да, кто-то скажет, что ничего такого в просьбе улыбнуться нет, но говорят ли подобное мужчинам? Можете ли вы представить, чтобы один мужчина сказал другому: «Улыбнись»? Или женщина попросила мужчину улыбнуться, чтобы он порадовал её глаз и эмоционально обслужил? И я не могу.
Домогательство всегда происходит в ситуации, когда домогающийся мужчина не видит другого мужчины, которого можно расценить как молодого человека/мужа женщины. Часто подкаты начинаются со слов «Почему такая красивая и одна?» Ну да, считается, что красивая девушка априори не может быть одинока. А ещё физическое отсутствие мужчины рядом с женщиной расценивается как его полное отсутствие в её жизни.
Из этого вытекает следующее: мужчины уважают личные границы женщины, только когда другой мужчина уже «заявил» на неё право собственности. Чёткое «Нет», прозвучавшее от женщины, не будет иметь такой же силы, как её молодой человек или муж, стоящий рядом. Только когда домогающийся поймёт, что женщина уже принадлежит кому-то, он отстанет. Иначе его внимание грозит стать навязчивым: как так? она? не хочет знакомиться со мной? да кто она такая? И следом в женщину могут полететь оскорбления, красноречиво характеризующие мужскую логику: не хочешь знакомиться? Ну и шлюха!
Неудивительно, что многие девушки в ответ на предложение познакомиться или любое нежелательное внимание отвечают, что у них есть муж или молодой человек, даже если у них никого нет. Просто женщины тоже выучили, что мужчины не заходят на территорию другого самца и свято уважают эту территорию.
Ну и о классике: «Женское нет = попытайся ещё раз». Такое понимание женского отказа, увы, продвигается в массы и мужчинами, и женщинами. Девушки часто говорят, как важно именно добиться женщины, выдержать «конкуренцию», пройти долгий путь отказов до заветного «Да». Такое отношение формирует в головах мужчин понимание, что женщина жаждет любого мужского внимания, а когда отказывает и не проявляет интереса — просто выделывается, набивает себе цену. Вот щас, ещё несколько раз попытайся, а если не выйдет, то на крайняк можно взять силой (вроде женщины тоже это любят).
Кстати, полное игнорирование приставаний также не всегда является выходом. Легче, конечно, сделать вид, что чего-то не услышала или не увидела, чем потом пытаться отвязаться от неадекватного человека, но это тоже может кончиться плохо: был случай в Канаде, когда мужчина взбесился из-за полного невнимания женщины, с которой он пытался познакомиться, и убил её. Зато привлёк внимание, да?
Я даже не знаю, чем закончить это пространное рассуждение. Выводы одновременно напрашиваются сами собой, но в то же время никакого итога подводить не хочется, потому что точка в теме домогательств до женщин не поставлена. А в нашей культуре, кажется, не поставлена даже запятая.