Найти тему
Владимир Гаранкин

CONQUEST. Часть 5. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОДНОМ ИЗ САМЫХ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ПО МУЗЫКЕ И ОЦЕНКАМ СТУДИЙНЫХ АЛЬБОМОВ URIAH HEEP

Тринадцатый студийный альбом URIAH HEEP получил громкое название Conquest. Фото из открытых источников в Интернете
Тринадцатый студийный альбом URIAH HEEP получил громкое название Conquest. Фото из открытых источников в Интернете

И все-таки, подводя черту под этим десятилетием, я не могу не вернуться к тому, с кого начал. К Кену Хенсли.

Говоря о URIAH HEEP в целом, он считает, что группа потеряла очень многое после ухода Гэри Тэйна. Вместе с ним ушла химия, объединявшая музыкантов в студии и на сцене.

Многие считают Гэри Тэйна одним из лучших (а некоторые просто лучшим) бас-гитаристом в мире рок-музыки. Фото из открытых источников в интернете
Многие считают Гэри Тэйна одним из лучших (а некоторые просто лучшим) бас-гитаристом в мире рок-музыки. Фото из открытых источников в интернете

Второе знаковое событие в мрачных тонах относится к 1976 году, хотя оно и не связано непосредственно и исключительно с Дэвидом Байроном, как это можно предположить. Речь прежде всего идет о том, как записывался альбом High and Mighty. По словам Хенсли, альбом во многом оказался его сольной работой под вывеской URIAH HEEP. Он написал практически в одиночку весь материал и сам выступил в качестве продюсера.

Для меня лично альбом Demons and Wizards был и остается поистине эпохальным вот уже многие годы. О том, что Кен Хенсли, Мик Бокс и Ли Керслэйк считают его лучшей студийной работой и по качеству материала, и по той атмосфере, которая царила в группе в то время, я узнал гораздо позже. Фото из открытых источников в Интернете
Для меня лично альбом Demons and Wizards был и остается поистине эпохальным вот уже многие годы. О том, что Кен Хенсли, Мик Бокс и Ли Керслэйк считают его лучшей студийной работой и по качеству материала, и по той атмосфере, которая царила в группе в то время, я узнал гораздо позже. Фото из открытых источников в Интернете

Как далеко было это от атмосферы создания альбома Demons аnd Wizards, когда царила эйфория, а творческий потенциал всех музыкантов откровенно зашкаливал! Даже предыдущий альбом, Look at Yourself, в создании которого не принимали участия Ли и Гэри, выгодно отличался от того, что произошло пять лет спустя. Кен просто подобрал мотив на гитаре, наиграл парням, кто-то что-то добавил, кто-то что-то подправил, и в итоге родилась великая композиция, аллегорический гимн любви под названием July Morning. Хотя авторами песни официально считаются Хенсли и Байрон, это была по-настоящему коллективная работа всех музыкантов, сделанная в едином порыве и на одном дыхании. Увы, то время безвозвратно ушло. Для Кена Хенсли именно 1976 год стал переломным для группы.

Для меня лично голос этого человека был душой URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете
Для меня лично голос этого человека был душой URIAH HEEP. Фото из открытых источников в Интернете

Расставание с Дэвидом Байроном еще более обозначило деструктивный эффект перерождения URIAH HEEP, который, по мнению Хенсли, проявился наиболее отчетливо и получил свое дальнейшее развитие с приходом Джона Сломэна. Если и нужны были перемены, то не такие, которые мог предложить Сломэн. И как вокалист, и как автор песен, на что Джон мог претендовать в перспективе. Кен Хенсли считал, что материал авторства молодого вокалиста совсем не подходил для группы с названием URIAH HEEP. В ней еще оставалось что-то немногое от основ, заложенных в начале семидесятых, и именно на это, как считал Кен, готов был посягнуть Джон.

К сожалению для Хенсли и к его удивлению, Сломэн нашел поддержку среди музыкантов группы, которые, как казалось Кену, были готовы принять перемены, связанные с Джоном. В отличие от своих коллег, Кен Хенсли полагал, что сценарий Джона Сломэна вел не к прогрессу, а к регрессу в их творчестве.

Интересно отметить и то, что, по мнению Хенсли, те четыре альбома, записанные после ухода Дэвида и до расставания самого Кена с URIAH HEEP, даже в своем готовом варианте и с учетом качества материала звучали бы лучше с Байроном и Тэйном.

Ко всему прочему, по собственному признанию Кена, в то время он сам был в очень плохом состоянии. Физическом, психологическом, душевном, моральном. Он попытался изменить то, что его окружало, измениться самому, начать что-то новое с собственной группой, выпустил альбом, дал несколько концертов с SHOTGUN, но в итоге понял, что у него ничего не получается.

SHOTGUN. Слева направо: Денни Болл (бас-гитара), Йен Гиббонс (клавишные), Кен Хенсли (клавишные, гитара, вокал), Дерек Маршалл (соло-гитара), Пит Томсон (ударные). Фото из открытых источников в Интернете
SHOTGUN. Слева направо: Денни Болл (бас-гитара), Йен Гиббонс (клавишные), Кен Хенсли (клавишные, гитара, вокал), Дерек Маршалл (соло-гитара), Пит Томсон (ударные). Фото из открытых источников в Интернете

Через год после расставания с URIAH HEEP, в июне 1981 года, Кен Хенсли улетел в США, где попытался кардинально перезагрузить себя как творческую личность, но прежде всего как простого смертного, чтобы несколько лет спустя вернуться в родную Англию и в музыку, если говорить по большому счету.

История URIAH HEEP (или группы Мика Бокса, как считает Кен Хенсли) продолжается до сих пор, как продолжаются и споры вокруг музыки группы за ее более чем пятидесятилетнюю историю с высказыванием самых разных точек зрения и оценок.

Если для Хенсли URIAH HEEP не стало в 1976 году, то для меня это событие с определенными оговорками произошло чуть позже, после выхода альбома Innocent Victim. Впрочем, я продолжаю слушать и те альбомы URIAH HEEP, которые выходили позже. Для меня они остаются с учетом времени примерами качественной музыки, просто я их в меньшей (до Conquest включительно плюс Sea of Light и отчасти Sonic Origami) или большей степени (практически все остальное) отождествляю с названием URIAH HEEP или же не отождествляю совсем.

Пожалуй, в том, что за всю свою историю группа URIAH HEEP вызывает столь противоречивые оценки, есть и положительный момент, который показывает ее уровень и разноплановость в привязке к современным вкусам и трендам. Просто надо воспринимать все так, как есть именно для тебя, и не пытаться глубоко анализировать мнения других людей и стараться понять, к примеру, почему Ли Керслэйк считает Conquest откровенно провальным альбомом, как и Wake the Sleeper, а Мик Бокс рассматривает последний чуть ли не как шедевр. Или мнение Тревора Болдера об альбомах Sea of Light и Sonic Origami. Я лично уже давно не пытаюсь понять, как и почему второй альбом он считает не просто лучше, а намного лучше первого. Для меня лично Sea of Light – куда более интересная работа. Еще раз хочу повторить, что это мое сугубо личное мнение, основанное на том, как я слышу музыку и оцениваю ее.

В свое время я не мог понять, как человек, игравший в MANFRED MANN’S EARTH BAND и URIAH HEEP, мог оказаться в AC/DC, а уважаемый Тревор Болдер убежден в том, что для Криса Слэйда пребывание в рядах австралийцев было лучшим временем в его творчестве. Кстати, сам Болдер очень высоко отзывался о музыке AC/DC, называя группу в числе своих любимых коллективов.

Интересно отметить, что, говоря о Крисе Слэйде и Ли Керслэйке, Тревор Болдер указывал на некоторое техническое превосходство в игре первого, но второй был неподражаем именно как ударник рок-группы, и это давало ему весомое преимущество перед коллегами за ударной установкой. И именно с Керслэйком как напарником по ритм-секции ему было удобнее и интереснее играть.

Ли Керслэйк – ударник состава группы, который признан классическим. Фото из открытых источников в Интернете
Ли Керслэйк – ударник состава группы, который признан классическим. Фото из открытых источников в Интернете

Несколько лет тому назад я с интересом слушал интервью Ричи Блэкмора, в котором он назвал тройку своих любимых альбомов DEEP PURPLE. С первыми двумя все ясно. Это Deep Purple in Rock и Machine Head (для меня в обратном порядке), а вот выбор третьего откровенно удивил. Я никак не ожидал услышать название Slaves and Masters. Именно тогда я впервые всерьез задумался о том, насколько по-разному все мы слышим и оцениваем музыку.

Наверное, не стоит действительно ломать копья. Пусть будет так, как считаешь именно ты. К примеру, что можно сказать человеку, который заявляет, что Дэвид Байрон по технике вокала был слабейшим из всех пяти вокалистов группы?! С таким мнением я столкнулся на сайте английского фан-клуба URIAH HEEP. Это я к тому, что стоит ли после этого удивляться столь разным оценкам, которые были даны Джону Сломэну и альбому Conquest?

Мик Бокс – последний из могикан. Фото из открытых источников в Интернете
Мик Бокс – последний из могикан. Фото из открытых источников в Интернете

Кен Хенсли ушел из этого мира 4 ноября 2020 года, но не расстался с нами, оставив свою музыку, которую играют и слушают вот уже более пяти десятилетий (уверен, что это не предел), и успев записать несколько отличных альбомов, один из которых, My Book of Answers, вышел уже после смерти этого непростого человека, со своими сомнениями, слабостями, ошибками и недостатками – всем тем, что в большей или меньшей степени свойственно каждому из нас, и громадным и разносторонним талантом, который продолжает поражать и восхищаться чарующей магией звуков и просто чувствовать жизнь во всех ее проявлениях. Такой дар, на мой взгляд, предоставляется только избранным. И для меня он и его музыка стоят ближе к классике URIAH HEEP, чем сама группа в течение четырех последних десятилетий.

Независимо от времени и тех, кто был рядом с ним в студии и на сцене, Кен Хенсли был узнаваем и остается таковым. Всегда и везде. Его индивидуальность поистине уникальна, а творчество не имеет границ. Возможно и там, где он находится сейчас.

Кен Хенсли – океан на планете по имени Музыка.

Человек, взошедший на музыкальный Олимп. Фото из открытых источников в Интернете
Человек, взошедший на музыкальный Олимп. Фото из открытых источников в Интернете

(Композиция Right Here, Right Now из альбома My Book of Answers)

Последний сольный альбом Кена Хенсли вышел на лейбле Hear No Evil Recordings 5 марта 2021 года. Фото из открытых источников в Интернете
Последний сольный альбом Кена Хенсли вышел на лейбле Hear No Evil Recordings 5 марта 2021 года. Фото из открытых источников в Интернете

(Композиция The Darkest Hour из альбома My Book of Answers)

Вне времени и пространства. Фото из открытых источников в Интернете
Вне времени и пространства. Фото из открытых источников в Интернете

Всем мира, веры и добра!

LONG LIVE ROCK’N’ROLL!

P. S. Часть 5 является дополнением к Части 4, и я оформил ее как отдельную часть.

Видео и аудио взяты из открытых источников в Интернете. Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Uriah Heep # Conquest # рок-музыка # Великобритания # рассказы #