И все-таки, подводя черту под этим десятилетием, я не могу не вернуться к тому, с кого начал. К Кену Хенсли.
Говоря о URIAH HEEP в целом, он считает, что группа потеряла очень многое после ухода Гэри Тэйна. Вместе с ним ушла химия, объединявшая музыкантов в студии и на сцене.
Второе знаковое событие в мрачных тонах относится к 1976 году, хотя оно и не связано непосредственно и исключительно с Дэвидом Байроном, как это можно предположить. Речь прежде всего идет о том, как записывался альбом High and Mighty. По словам Хенсли, альбом во многом оказался его сольной работой под вывеской URIAH HEEP. Он написал практически в одиночку весь материал и сам выступил в качестве продюсера.
Как далеко было это от атмосферы создания альбома Demons аnd Wizards, когда царила эйфория, а творческий потенциал всех музыкантов откровенно зашкаливал! Даже предыдущий альбом, Look at Yourself, в создании которого не принимали участия Ли и Гэри, выгодно отличался от того, что произошло пять лет спустя. Кен просто подобрал мотив на гитаре, наиграл парням, кто-то что-то добавил, кто-то что-то подправил, и в итоге родилась великая композиция, аллегорический гимн любви под названием July Morning. Хотя авторами песни официально считаются Хенсли и Байрон, это была по-настоящему коллективная работа всех музыкантов, сделанная в едином порыве и на одном дыхании. Увы, то время безвозвратно ушло. Для Кена Хенсли именно 1976 год стал переломным для группы.
Расставание с Дэвидом Байроном еще более обозначило деструктивный эффект перерождения URIAH HEEP, который, по мнению Хенсли, проявился наиболее отчетливо и получил свое дальнейшее развитие с приходом Джона Сломэна. Если и нужны были перемены, то не такие, которые мог предложить Сломэн. И как вокалист, и как автор песен, на что Джон мог претендовать в перспективе. Кен Хенсли считал, что материал авторства молодого вокалиста совсем не подходил для группы с названием URIAH HEEP. В ней еще оставалось что-то немногое от основ, заложенных в начале семидесятых, и именно на это, как считал Кен, готов был посягнуть Джон.
К сожалению для Хенсли и к его удивлению, Сломэн нашел поддержку среди музыкантов группы, которые, как казалось Кену, были готовы принять перемены, связанные с Джоном. В отличие от своих коллег, Кен Хенсли полагал, что сценарий Джона Сломэна вел не к прогрессу, а к регрессу в их творчестве.
Интересно отметить и то, что, по мнению Хенсли, те четыре альбома, записанные после ухода Дэвида и до расставания самого Кена с URIAH HEEP, даже в своем готовом варианте и с учетом качества материала звучали бы лучше с Байроном и Тэйном.
Ко всему прочему, по собственному признанию Кена, в то время он сам был в очень плохом состоянии. Физическом, психологическом, душевном, моральном. Он попытался изменить то, что его окружало, измениться самому, начать что-то новое с собственной группой, выпустил альбом, дал несколько концертов с SHOTGUN, но в итоге понял, что у него ничего не получается.
Через год после расставания с URIAH HEEP, в июне 1981 года, Кен Хенсли улетел в США, где попытался кардинально перезагрузить себя как творческую личность, но прежде всего как простого смертного, чтобы несколько лет спустя вернуться в родную Англию и в музыку, если говорить по большому счету.
История URIAH HEEP (или группы Мика Бокса, как считает Кен Хенсли) продолжается до сих пор, как продолжаются и споры вокруг музыки группы за ее более чем пятидесятилетнюю историю с высказыванием самых разных точек зрения и оценок.
Если для Хенсли URIAH HEEP не стало в 1976 году, то для меня это событие с определенными оговорками произошло чуть позже, после выхода альбома Innocent Victim. Впрочем, я продолжаю слушать и те альбомы URIAH HEEP, которые выходили позже. Для меня они остаются с учетом времени примерами качественной музыки, просто я их в меньшей (до Conquest включительно плюс Sea of Light и отчасти Sonic Origami) или большей степени (практически все остальное) отождествляю с названием URIAH HEEP или же не отождествляю совсем.
Пожалуй, в том, что за всю свою историю группа URIAH HEEP вызывает столь противоречивые оценки, есть и положительный момент, который показывает ее уровень и разноплановость в привязке к современным вкусам и трендам. Просто надо воспринимать все так, как есть именно для тебя, и не пытаться глубоко анализировать мнения других людей и стараться понять, к примеру, почему Ли Керслэйк считает Conquest откровенно провальным альбомом, как и Wake the Sleeper, а Мик Бокс рассматривает последний чуть ли не как шедевр. Или мнение Тревора Болдера об альбомах Sea of Light и Sonic Origami. Я лично уже давно не пытаюсь понять, как и почему второй альбом он считает не просто лучше, а намного лучше первого. Для меня лично Sea of Light – куда более интересная работа. Еще раз хочу повторить, что это мое сугубо личное мнение, основанное на том, как я слышу музыку и оцениваю ее.
В свое время я не мог понять, как человек, игравший в MANFRED MANN’S EARTH BAND и URIAH HEEP, мог оказаться в AC/DC, а уважаемый Тревор Болдер убежден в том, что для Криса Слэйда пребывание в рядах австралийцев было лучшим временем в его творчестве. Кстати, сам Болдер очень высоко отзывался о музыке AC/DC, называя группу в числе своих любимых коллективов.
Интересно отметить, что, говоря о Крисе Слэйде и Ли Керслэйке, Тревор Болдер указывал на некоторое техническое превосходство в игре первого, но второй был неподражаем именно как ударник рок-группы, и это давало ему весомое преимущество перед коллегами за ударной установкой. И именно с Керслэйком как напарником по ритм-секции ему было удобнее и интереснее играть.
Несколько лет тому назад я с интересом слушал интервью Ричи Блэкмора, в котором он назвал тройку своих любимых альбомов DEEP PURPLE. С первыми двумя все ясно. Это Deep Purple in Rock и Machine Head (для меня в обратном порядке), а вот выбор третьего откровенно удивил. Я никак не ожидал услышать название Slaves and Masters. Именно тогда я впервые всерьез задумался о том, насколько по-разному все мы слышим и оцениваем музыку.
Наверное, не стоит действительно ломать копья. Пусть будет так, как считаешь именно ты. К примеру, что можно сказать человеку, который заявляет, что Дэвид Байрон по технике вокала был слабейшим из всех пяти вокалистов группы?! С таким мнением я столкнулся на сайте английского фан-клуба URIAH HEEP. Это я к тому, что стоит ли после этого удивляться столь разным оценкам, которые были даны Джону Сломэну и альбому Conquest?
Кен Хенсли ушел из этого мира 4 ноября 2020 года, но не расстался с нами, оставив свою музыку, которую играют и слушают вот уже более пяти десятилетий (уверен, что это не предел), и успев записать несколько отличных альбомов, один из которых, My Book of Answers, вышел уже после смерти этого непростого человека, со своими сомнениями, слабостями, ошибками и недостатками – всем тем, что в большей или меньшей степени свойственно каждому из нас, и громадным и разносторонним талантом, который продолжает поражать и восхищаться чарующей магией звуков и просто чувствовать жизнь во всех ее проявлениях. Такой дар, на мой взгляд, предоставляется только избранным. И для меня он и его музыка стоят ближе к классике URIAH HEEP, чем сама группа в течение четырех последних десятилетий.
Независимо от времени и тех, кто был рядом с ним в студии и на сцене, Кен Хенсли был узнаваем и остается таковым. Всегда и везде. Его индивидуальность поистине уникальна, а творчество не имеет границ. Возможно и там, где он находится сейчас.
Кен Хенсли – океан на планете по имени Музыка.
(Композиция Right Here, Right Now из альбома My Book of Answers)
(Композиция The Darkest Hour из альбома My Book of Answers)
Всем мира, веры и добра!
LONG LIVE ROCK’N’ROLL!
P. S. Часть 5 является дополнением к Части 4, и я оформил ее как отдельную часть.
Видео и аудио взяты из открытых источников в Интернете. Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Uriah Heep # Conquest # рок-музыка # Великобритания # рассказы #