Вспоминая лейтенантскую молодость
Как же это было давно. Ровно сорок лет пролетело с тех пор, как я лейтехой прибыл в военный городок с говорящим названием "Таежный".
Расскажу историю, как я в первый (и единственный) раз попал на заготовку кедровых шишек.
Воинская часть находится в Иркутской области. В хорошую погоду на горизонте отлично видны покрытые снегом вершины Саян, до них километров 60-70. Особенно красивы они морозным зимним утром. Сверкают как жемчужное ожерелье.
Где-то в начале сентября прапорщики нашего отдела начали заводить разговоры вроде между собой, но так, чтобы слышал начальник отдела :
- Шишка уже поспела, - закинул приманку один;
- Да, а помница у прошлом годе мы в сей час уже били ее, на Саянах-то,- поддержал его другой;
- Ты еще колот таскал. Орал, "Мне чё, больше всех надо?" - подключился третий.
- И все дружно заржали, вспоминая эту картину.
Прапора почти все местные, из соседних деревень и городов. Ездят каждый год за шишкой и каждый год зарекаются. "Чтоб я еще поехал?! Не в жисть!" Во-первых, очень тяжело физически. В чем я сам убедился. А во-вторых, спирт. Некоторые берут его с собой столько, что забывают, зачем вообще сюда приехали. И оставшимся приходится набивать мешки и для них. Но проходит год и картина повторяется.
В курилке рядом с сооружением начался смех, посыпались соленые шутки, подколы. А сами краем глаза наблюдают за полковником, начальником отдела. Как он отнесется к тому, чтобы организовать ежегодный выезд на сбор кедровых шишек. Тот молча докуривает свою неизменную "Шипку". Встает :
- Заканчивай перекур! По рабочим местам!
И первым заходит в локальную зону. За ним тянется весь отдел. Гадают, даст добро или нет.
Ехать-то всего ничего, 60-65 километров до Саянских гор. Но это расстояние напрямую, там практически нет дорог. Проехать туда можно на армейском грузовике-вездеходе Урал-375. Часов за четыре-пять. В автобазе заказывается машина на два выходных, субботу и воскресенье. За рулем гражданский мужик, сам бывший прапорщик. Ездит в Саяны не один год, маршрут знает. Машина тентованная, с "утепленными дугами", в кузове помещается человек 15, не считая кучи барахла. Хозяйственные мужики эти прапора. С собой в обязательном порядке берут личные бензопилы, одна старенькая "Дружба" и вторая поновее "Урал-2". По дороге часто попадаются упавшие стволы деревьев, вот и приходится браться за пилы. Спать устраиваются или в кузове или на земле, потому берутся с собой спальные мешки, ватники и т.п. И еще куча мешков для шишек. Ведь кроме себя надо набрать еще друзьям, соседям и знакомым. По принципу - ну что, тебе тяжело набрать всего один мешочек? После дороги народ выпадает из кузова, как моряки после шторма. Морская болезнь усугубляется спиртом. Требуется пара-тройка часов отдыха, перед тем как идти за шишкой.
Отвлекусь на немного. Сибиряки привыкли называть сосну пинию или сосну обыкновенную кедром. К "настоящему" кедру, ливанскому или атласскому кедру она не относится, шишки у них абсолютно разные. Хотя сами деревья похожи, вырастают до 30 метров в высоту и толщину у комля 2 метра в обхвате. В Саяны едут не любоваться красотами природы, а с сугубо практическим интересом - набрать шишек и как можно больше. Чтобы уже дома добыть из них «кедровые орешки» — ценный пищевой продукт. Они могут употребляться в пищу как в сыром виде, так и после термообработки. Во второй половине сентября завершается период созревания орехов. Хотя это на самом деле не орехи, а семена. Но народ привык, что "орехи", пусть так и будет.
Темно-коричневые шишки с маслянистым ядром (до 79,5% масла) становятся сухими, не смолистыми и легкими. Семена отделяются от чешуи шишек. При сильном ветре зрелые шишки на верхушках деревьев с легкостью отделяются и падают. Прокатившись по склонам, они обычно скатываются в кучки. Опавшие шишки называются паданки.
Открывается сезон сбора кедровых шишек. В том месте, куда каждый год ездит отдел, уже работает артель из бывших зеков. За три недели в тайге они зарабатывают на шишках на полгода жизни. В лесу разбивают лагерь и строят временное жилье. Обустраивают место для. хранения, шелушения и просеивания шишек. Дисциплина у них строгая, не забалуешь. У новичков, типа меня, возникает сильный соблазн насыпать в мешки уже собранные шишки. Но опытные прапора запрещают даже близко подходить к кучам собранных шишек. Может запросто прилететь жакан откуда не ждешь. Менты местные даже связываться не будут. Одно слово - закон-тайга, а медведь - прокурор. Поэтому у нас с ними нейтралитет.
Сбор урожая также можно начинать, когда при ударе колотом или встряхивании ветвей шишки опадают. Инструмент (колот) состоит из бойка (чурка) длиной 65-80 см, диаметром 25 — 35 см и ноги (черенка) длиной 2-2,5 м. Чурка делается из комлевой части молодой березы или лиственницы. Весит колот от 40 кг и больше. Работать с этой колотушкой может любой физически крепкий человек.
Он ставит колот на черенок к стволу дерева и начинает по нему бить. После нескольких ударов ствол и ветви начинают колебаться. Тут важно попасть в резонанс. Тогда с характерным шумом происходит сход шишек. Если же шишки осыпаются слабо, к колоту привязывают веревки или вожжи, по одной с каждой стороны. Двое человек в момент удара их поддергивают. После такого приема зрелые шишки падают градом. В этот момент главное — увернуться. Для защиты головы с собой берут пару мотошлемов, если шишка попадет в голову - мало не покажется! После сбивания, собирают опавшие шишки в специальных перчатках (верхонках) и складывают в мешки. Хорошо, что колоты там лежат в большом количестве и не надо везти с собой.
Ценный продукт можно самостоятельно очистить в домашних условиях. На шишках бывает много смолы, нужно надеть перчатки. Чтобы быстрее выпали орехи, шишки кладут на дощечку и по каждой бьют молотком несколько раз. Очистить смолу, попавшую на руки, можно, просто смазав проблемные места кремом или растительным маслом.
Если орехи не очищены от скорлупы, то для их хранения подойдёт тканевый мешок. Держать его рекомендуется в сухом, тёмном помещении.
Вернусь к поездке. Ситуация каждый раз повторяется с точностью до мелочей. Бить шишку едут одни и те же люди, иногда к ним добавляется пара человек, типа меня, которыми движет скорее любопытство, ну и конечно возможность привезти пару мешков шишек.
В пятницу после обеда, с разрешения начальника отдела, группа шишкарей готовится к поездке. На своих мотоциклах и Жигулях в автопарк свозится всё необходимое для столь ответственной миссии и загружается в Урал. Водитель с контрольным механиком проверяют машину и заливают баки под завязку 93-м бензином. 360 литров, они будут не лишними. Чтобы рано утром в субботу стартовать. Курс, на Саяны!
В шесть утра мы выехали из части. Прибыли на место в пол одиннадцатого. Что запомнилось? Качка как в 5-бальный шторм на шлюпке, пустили по кругу фляжку с допингом, позже еще одну. Мотопилы пригодились, особенно когда заехали в горы. Видимо, прошел полосой смерч. В одном месте был сплошной вывал леса. Пришлось поработать всем, хозяева пилили, а остальные растаскивали сучья и обрезки стволов. Отдохнули пару часиков, разбились на две бригады и где-то в час дня пошли за шишкой. Примерно в километре от нас слышно было, как работала видимо та самая артель из зеков. Меня, как самого здорового и молодого (а было мне 23), определили работать колотом, ну и таскать его с собой. Хорошо, что их много валялось на нашем пути. Устроили мне проверочку на глупость. Выбрали кедр (буду так называть это дерево) и сказали - бей! Но не сказали как. Я по привычке стал бить по стволу как молотком - т.е. с боковым размахом. Хватило меня на три удара, Этот чертов колот весил килограмм 50! Они поржали и показали как надо. Ствол загудел и после десятка ударов где-то наверху раздался свист - это с высоты тридцати метров полетели шишки. Отбегай! Еле успел. С одного дерева получилось набрать полный мешок шишек. Сначала обрадовался, быстро мешок наколотили. Меня вернули на землю, таких мешков надо набрать штук тридцать, и второй бригаде столько же, итого 60 мешков. Надо учесть тот факт, что передвигаться пришлось по склонам, а это совсем не то, что по ровной местности. К вечеру ни рук, ни ног я не чувствовал. Болело все. Кое как дошли до машины. Там оставшиеся водитель и прапор приготовили на костре какое-то варево. От усталости есть не хотелось. Пару раз разлили по кружкам и все. Вырубился спать. С утра пораньше продолжили сбор шишек. Здесь я понял, как тяжело достаются кедровые орешки!
Домой, в часть приехали по темноте, пока разгрузились время уже восемь. А завтра на развод в батальон, как всегда по понедельникам.