В одной компании христиан, верующих и думающих людей нынешнего российского общества, возник не столь давно вопрос в беседе.
Почему духовник Путина (если он таковым является) – митрополит Тихон (Шевкунов) – не оберег его в христианском плане, как пастырь, духовник, ближний?
Понятное дело, что со священником не советуется правитель в военно-политическом плане. Но а в духовном, исследуя Волю Божью на ту или иную инициативу? Вероятно, тоже нет. И не потому что священники плохи (благословенных и боголюбивых немало), а потому что правители стали более горделивы, самонадеянны и о Боге (Его Суде) забыли.
Но, ведь пожилой уже правитель, на исходе своих земных дней. Как перед Судом Бога, по результатам своей жизни и дел, предстать ему, коли он христианин? – задавались вопросом праведные христиане.
Разве не может ему помочь в душеспасительном духовник?
Что удалось узнать в ответ на этот вопрос.
Знакомство Путина и Шевкунова.
В одном из прошлогодних стримов русский миллиардер и бывший друг Путина Сергей Пугачев сказал, что в свое время, когда митрополит Тихон был еще архимандритом и наместником Псково-Печерской Лавры, он познакомил их: Путина и Шевкунова. Это был конец 90-х.
Почему он это сделал?
Путин интересовался православием, но больше (как заметил Пугачев) в политическом контексте, а не духовном. Что дает для правления и власти преимущественно православный контекст страны? Как политически правильно его использовать себе на пользу?
Что заметил об обоих?
Зная хорошо своего, тогда еще друга, Сергей Пугачев отметил, что Путин никогда, в душе своей, не был верующим человеком. Тем более, христианином. Потому, вероятно, вопросы Суда Божьего им не воспринимаются реально.
Про Владыку Тихона Сергей Пугачев (и не только он, многие) отзывался как о хорошем человеке. Глубоко верующий человек - Тихон Шевкунов. Он 8 лет себя испытывал на послушании, прежде принятия пострига. Кроме того, митрополит Тихон – талантливый, творческий, богатый идеями человек. По первому образованию закончил ВГИК.
Сергей Пугачев захотел удружить обоим: и Путину, и Шевкунову.
Первому,- может быть он приобщится к глубине и красоте мира христианства. Ведь Владыка Тихон, веря сам глубоко, пытается заряжать других.
Второму, это может дать полезные политические связи и протеже. Хоть на бумаге государство и церковь отделены друг от друга, но в реальности, очень даже "дружат" во многих совместных проектах. Пугачев это знал. Реально, он в этом плане сильно удружил Шевкунову. Тот мог, и может сейчас, запрашивать и получать на церковные идеи и нужды огромные суммы из российского бюджета.
Путину Шевкунов очень понравился.
Наблюдательный Пугачев понял почему.
У митрополита Тихона есть (по мнению и выражению Пугачева) такое качество, как «слабость». Привел, пример гипотетический, поясняющий. Возьмет, например, Путин и прикурит от лампады в храме. На глазах у Шевкунова.
Тот ничего ему не скажет: благословит и перекрестит. Президент – ему положено.
Сергей Пугачев сказал так о Владыке Тихоне - гибкий, не спорящий с начальством, чинопочитающий. Путин, заметил Пугачев, любит таких людей в своем окружении.
В митрополите Тихоне есть "монархический восторг", свойственный ряду людей в нынешнем русском православии (Михалков, Малафеев, Ткачев). Хотя, православие - не про монархию, не про строй, а про личные отношения человека с Богом, жизнь по благодати Божьей и обновление, улучшение человека верующего.
Замечу, что качества монархического восторга и чинопочитания, видит в митрополите Тихоне и историк Евгений Спицын. Как восхищался Владыка Николаем 2 в одной из битв, которую не он то вел. Или заявлял о том, что при монархии людям жилось лучше и богаче, чем, далее, при советской власти. Но ведь, заявляет Спицын, пролетарии потому и пошли в революцию, что им надоели зажравшиеся небожители феодалы, воюющий со всеми царь и беспросветный труд на них. Спицын весьма сомневается в правильном понимании Владыкой истории, так как ляпов в интерпретации исторических событий тот привел предостаточно.
Если сказанное правда, то понятно, что даже будучи «духовником Путина», митрополит Тихон не скажет ничего правителю, ибо это неудобно, он так не привык.
Увы, это не библейский Нафан для Давида, и не Самуил для Саула.
«Духовник правителя».
Собственно, сам митрополит Тихон не считает себя таковым духовником. Он говорит, что Путин, обладая большими полномочиями, может обратиться к патриарху, старцам, любым архиереям по любым запросам, в том числе, и по духовной помощи.
Пугачев замечал (в меру своих наблюдений), что в тот период Путин, если и "заскакивал" на исповеди, то быстро, формально, на минутку. В том смысле, в каком понимают и применяют ее искренне верующие христиане, исповеди у него нет.
Естественно, что ни Владыка Тихон, никто другой из священнослужителей на этом настаивать не будут. Это потребность души, а не обязательство.
В одном греческом издании Владыка Тихон описывал Путина как образцового прихожанина: и исповедующегося, и причащающегося. Но, когда перед иностранцами не говорили все приукрашено? «Фасад должен быть красив» (не важно, что внутри) и «лицом в грязь нельзя ударить» - все про это.
Шевкунов и идеологическая основа православия.
Может ли она заменить, например, платформу бывшего марксизма – ленинизма?
По этому поводу дает ответ политолог, доктор наук Николай Платошкин, представитель социалистического направления.
Он дает комментарии по одному выступлению митрополита Тихона на конференции по идеологии, где тот подчеркивает, что христианство – это личностные отношения человека и Бога, ничего не имеющие с идеологией и политикой. Применять православие как идеологию – ошибочно. Там же Владыка Тихон заявил, что сильная идеология была в советском строе, так как она работала на людей, люди доверяли ей. Даже Маяковского процитировал.
Что получается?
Так что митрополит Тихон иначе относится к православию, нежели Путин, но перечить не будет и предлагать, против воли того, ничего не будет . И советами христианскими не будет докучать.
Не понимая глубоко политику в историческом влиянии и последствиях, Владыка Тихон будет проявлять и далее доверительную лояльность к проводимой Путиным.
Послесловие.
Ответ был выше, в самой статье. Просто в заключении.
Владыку Тихона правильней назвать человеком дружным с Путиным, что дает первому большие привилегии по финансированию церковных проектов, нежели «духовником Путина».
Нужен ли духовник тому, кто не ведет духовную жизнь в христианском русле?
Все происходящее и творимое происходит на личный страх и риск правителя.
Беспокоившиеся за все это умные христиане, упомянутые вначале, понимают, что если что-то пойдет еще худого от действий правителя, Христос, Чье Святое Воскресение славим нынче - обережет и спасет их.