Продолжу я свои байки (здесь и тут) про то, как устроена Москва.
Рассказывала я вам уже, что место, где стоит Москва уникальное: столица наша стоит на пересечении двух важных линий – Золотой хорды (параллель Золотого сечения нашего Северного полушария) и Сердечного меридиана (меридиан Золотого сечения нашего континента). Недаром Москву зовут сердцем нашей Родины, которое запускает всю кровеносную систему нашей страны – транспортную, логистическую, денежную, человеческую.
Есть ещё одна линия, которая проходит по Москве – небесная. Её наши предки спустили с небес на землю и сориентировали по ней главные здания и улицы. Это - Великая Небесная река или, официально, Млечный путь, наша галактика. Дело в том, что плоскость эклиптики или нашей Солнечной системы наклонена к плоскости нашей галактики Млечный путь под углом примерно 60 градусов. На схеме это выглядит вот так:
Если посмотреть ясной ночью на небо в день летнего солнцестояния, например, в Москве, то можно увидеть вот такую красивую картину:
А теперь наложим эту Небесную реку на схему, например, старого дубового Московского Кремля времён Ивана Калиты (по официальной хронологии 1339-1340 гг.), приравнивая линию Москва-реки к линии горизонта. Получается точное совпадение.
На земле эта Небесная река очень хорошо была отражена в виде воды в Алевизовом рве.
Алевиз строил в Московском Кремле великокняжеский дворец, собор Архистратига Михаила (Архангельский), стены, башни, ров, собор Петра митрополита в Московском Высоко-Петровском монастыре, а также храмы и великокняжеский дворец Александровской слободы, которая при Иване IV Грозном в течение 17 лет была столицей Руси. Вроде бы было два Алевиза – Новый и Фрязин, но это не точно в официальной истории. А вот что точно, так это то, что имя у этого архитектора очень говорящее: прямо можно увидеть в нём два основных цвета восходящего Солнца – алый и оранжевый, ведь в какой-то момент в прошлом начальную букву "Ф" стали записывать и читать как букву "О" почти во всех русских словах. Это мне единомышленники подсказали, спасибо им. Луч восходящего Солнца в день летнего солнцестояния приходит в Москву со стороны Александровской слободы (ныне город Александров) мимо Карабаново, Фряново, Черноголовки, Фрязино и Красного села (сейчас район метро "Красносельская"). Червонный, червлёный, фрез - это всё разные оттенки красного цвета, алого. Современные художники, дизайнеры и технологи это хорошо знают. Вот и получается интересная картина: ало-оранжевый архитектор Алевиз устроил всё в Московском Кремле, на Красной площади и в Александровской слободе по восходящему ало-оранжевому Солнцу в день летнего солнцестояния на широте Москвы, да ещё учёл Млечный путь, в котором Солнце встаёт в этот день. Прекрасная специализация у человека была. Большим Мастером он был. А, может, это просто какой-то большой проект так назывался, в котором работало много архитекторов, типа современного архитектурного бюро, которое специализировалось на построении архитектурных ансамблей по Солнцу. Не знаю. Сложно сейчас в этом разобраться.
Вернусь, пожалуй, к устройству Москвы. Архитекторы, наши предки, не только построили ключевые сооружения Москвы по принципу "что вверху, то внизу", но и дали соответствующие названия-подсказки ключевым улицам. Вернее, одной улице, вдоль которой идёт этот луч восходящего Солнца в день летнего солнцестояния. Этот луч становится Осью Москвы, на которую потом будут опираться все архитекторы столицы. Улица эта называлась Устретеньская или Остретенская. "Остретенская" – от слов ОСТРИТЬ и ОСЬ, а также было у нас когда-то слово "ОСТЕН" - средоточие, центр круга или шара. К этому слову ещё имеют отношение слова "ТРИ" и "УТРО". Об этом подробно можно почитать вот здесь.
И шла эта улица прямо от Никольских ворот Кремля. Никольская башня была одной из четырех опорных башен Кремля ещё с давних времён. На ней были куранты, она сориентирована точно на Север, в её названии спрятано слово "кол", что намекает нам на её важность в системе астрономических наблюдений наших предков. На исходящей из этих Никольских ворот ключевой улице-оси располагался один из двух первых монастырей, основанных младшим сыном Александра Невского Даниилом Московским – Богоявленский, который является точкой сборки всего города или центром этой оси – линии восхода Солнца в день летнего солнцестояния вдоль улицы Остретенской или Устретенской.
Город рос, О(У)стретенская улица переносилась дальше и выше по нынешней улице Большая Лубянка к современному бульварному кольцу и далее к Сухаревской площади, где появились со временем О(У)стретенские ворота.
До 18 века эта улица считалась главной в Москве. О(У)стретенская давала старт дороге в Сергиеву Лавру, на Переславль-Залесский, Александров, Ростов. Она называлась тогда Большая Слободская дорога. После Владимирских ворот (вместо них сейчас ТЦ Наутилус) в районе современной Лубянской площади от О(У)стретенской улицы на восток, вдоль нынешней Мясницкой (а тогда Евпловкой и Фроловкой), мимо великокняжеского Красного Села с Великим прудом да вдоль по Стромынке ответвлялся путь на Владимир и Суздаль - Великая Владимирская дорога. И всё это туда – на северо-восток, в ало-оранжевом направлении на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. "Володимер-Красно Солнышко" в те времена было просто направлением. Первая ветка московского метро именно туда направлялась, и цвет для неё был выбран соответствующий – красный. Об этом ало-оранжевом направлении на Александровскую Слободу в день летнего солнцестояния я в другой байке расскажу. Много чего там прояснять и показывать надо.
А пока вернусь к улице-оси Москвы - О(У)стретенской. С течением времени название её поменялось. Ведь, смысл её названия простые люди забыли или вовсе не знали, а выговаривать его сложно было. Сначала О(У)стретенскую переименовали в самом начале у Никольской башни Кремля: примерно с середины XVI в. она стала называться Никольской (логично и просто), но ближе к бульварному кольцу ворота и монастырь рядом ещё сохраняли первоначальное название. Затем на карте Москвы Майерберга 1651 г. начальная буква "о" потерялась, и ворота называются уже просто "Стретинские". На карте Марченкова 1789 года стоит уже название без буквы "т" - "Сретенский". Произносить это название стало совсем легко. Так "ОСЬ" превратилась во "ВСТРЕЧУ".
Но Ось Москвы осталась рабочей. Из точки Богоявленского монастыря все последующие архитекторы и строители Москвы расширяли город именно с опорой на эту ось – линию восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Это нужно было не только для красоты, но и для простого отслеживания календаря, легкой ориентации в городе, правильного распределения слобод, а также для здоровья населения. Тело человека построено по принципам Природы, в частности по законам Золотого сечения, и сохраняет здоровье, пока вокруг него есть "природные" предметы, здания, парки, сады, улицы, т.е. построенные по Золотому сечению и правильно сориентированные по Солнцу, на которые можно настроиться и подлечить себя в случае недомогания. Наши предки хорошо это знали, поэтому создавали вокруг себя красивые вещи и дома, природные по сути своей.
Прежде, чем закончить эту байку, хочу ещё показать вам на иллюстрации ниже "странные" церкви вдоль Алевизова рва. Экскурсоводы о них не рассказывают.
Археологи выяснили, что было их в разное время до 15 штук, и назывались они все одинаково "на крови". Здесь отпевали и хоронили людей, казнённых на Красной площади, на рассвете. В 1680-м церкви, стоявшие вдоль Алевизова, разобрали, а местные святыни перенесли в приделы собора Покрова, что на Рву. Подробнее об том, почему именно эти церкви здесь стояли, можно смотреть здесь.
Время и людская лень не пощадила не только Остретенскую улицу, но и Алевизов ров. Небесная река у Кремля была засыпана в 1813 году, и на её месте были высажены деревья в два ряда. Ох уж этот 19 век! Много, очень много чего изменили тогда, а простым людям не прояснили ничего. Будем разбираться сами.
Пока на этом всё.
Ваша МАФра