«Земля и воля» – тайное общество начала 1860-х годов, которое ожидало всеобщей крестьянской революции в России. История «Земли и воли» была очень короткой, но значимой для развития революционного движения. Едва появившись, общество столкнулось с тем, что его надежды на народное восстание могут не оправдаться – по этой причине с 1862 года в идеологии общества всё чаще начинает звучать идея созыва Земского собора (Учредительного собрания, Народного собрания и т.п.).
В чём разница между этими идеями? Крестьянская революция, в представлении революционеров, происходила бы лишь при опосредованном участии других сословий. Соответственно, революционеры должны в первую очередь думать об интересах крестьянства, метко сформулированных в виде лозунга «земля и воля». А ориентация на всеобщее, всесословное представительство могла подстегнуть к революционному движению разные общественные группы, служила бы своего рода приманкой для консолидации, объединения разных оппозиционных сил против самодержавия. Эти две идеи не обязательно противоречили друг другу или противопоставлялись, скорее чаще дополняли друг друга, но акценты в статье Огарёва «Что нужно народу?» 1861 года на интересах крестьянства и акценты в документах «Земли и воли» 1862–1863 годов на нуждах Земского собора – всё же разные акценты.
Приведу в пример текст одного из последних программных документов «Земли и воли», который задумывался как первый номер регулярного издания, но вышел только в виде отдельного листка. Он появился на свет весной 1863 года. Это не самый яркий пример разбора лозунга о созыве Земского собора, но тем не менее.
Свобода. № 1
Единственным источником всех бедствий, терзающих Россию, есть самодержавный деспотизм; под влиянием его сложился весь настоящий гибельный порядок вещей, давящий нас и губящий всякое развитие. Самый поверхностный взгляд на все отрасли русской жизни подтверждает эту очевидную истину и убеждает, что все они парализованы и убиты бессмысленным самодержавием, составляющим непрерывную иерархическую цепь, начинающуюся самодержавным императором и оканчивающуюся самым последним чиновником, таким же самодержцем в сфере, ему подчинённой. Уродливые попытки разных реформ ещё нагляднее выставляют всю несостоятельность самодержавия.
Мнимое разрешение крестьянского вопроса, лишение народа его собственности – земли и избиение крестьян; судебная реформа, сохраняющая прежний административный произвол под именем «предупредительных мер», и, естественно, не могущая ввести правильного суда при существовании деспотизма; лицемерные заботы о «благе народа» и новые обременительные налоги и поборы, разоряющие преимущественно беднейшие классы народа; пошлое либеральничанье и закрытие воскресных школ – единственного источника народного образования, закрытие университетов с бесчеловечным преследованием лучшей учащейся молодёжи; нелепые разглагольствования об уничтожении цензуры и свободе печати (вещь немыслимая при самодержавии) и окончательная передача литературы в полное распоряжение III-го отделения и Валуева с комп.; шутовские гимны благодушию монарха и, с одной стороны, казематы, ссылки в каторгу, с другой – кровожадная жестокость в упорном отстаивании беззаконного господства над польским народом, господства, тем более гибельного для нашего отечества, что, разоряя и губя наш народ, оно ещё вызывает неизбежное столкновение с европейскими державами, могущее окончиться ещё более печальными последствиями, чем какие мы видели у стен разрушенного Севастополя. В этих строках вся история нынешнего пр[авительст]ва, обидная и позорная для людей, терпящих такое пр[авительст]во...
Но терпению людей есть конец. Даже рабы, доведённые до безнадёжного отчаяния, восстают за свои похищенные права и восстание их тем грознее, чем ужаснее были оскорбления и истязания. Измученные и лишённые всех человеческих прав, все классы русского общества почувствовали, наконец, потребность новой свободной жизни. Императорское самодержавие, по самому принципу, не способно удовлетворить этой потребности и никогда добровольно не может отказаться от вооружённого господства над жизнью людей и их свободою, – и потому должно быть разрушено; цепи императорского деспотизма, глубоко врезавшиеся в народный организм, должны быть разорваны. Стремление разорвать эти цепи обнаружилось в разных концах обширной нашей родины и запечатлелось кровью поборников русской свободы. Напрасно пр[авительст]во думает обмануть русскую и заграничную публику, уверяя её в мнимом сочувствии к себе народа; мученическая кровь крестьян, – кровь, пролитием которой почти повсеместно прославила себя «царская воля», ещё не застыла. Не застыла и та кровь, которую высасывают у наших сыновей и братьев в казематах Петропавловской крепости достойные наместники царской власти – Голицын, Потапов и комп.
Кровь пролита – этою кровью протест против самодержавия признан им же самим. Отступления теперь быть не может. Для людей, отдавшихся со всею энергиею служению делу народного освобождения, исход только один – в неуклонной борьбе (здесь и далее – выделение оригинального текста. – В.К.) с врагом русского народа, с императорским пр[авительст]вом, всегда обманывавшим нас, всегда попиравшим заветные права наши, проливавшим нашу кровь, губившим братьев и сыновей, уничтожавшим покой, разрушавшим труд, разорявшим богатство нашей страны.
Для этой борьбы и составилось общество «Земля и Воля». Говорить о силе этого Общества – неуместно; мы можем заметить только, что это Общество успело соединить в себе членов тех отдельных кружков, которые не раз уже заявляли себя и вместо которых пр[авительст]во непричастных к делу лиц. Русский Центральный Народный Комитет является только представителем антиправительственной организации. Организация Общества не образовалась из людей, увлекаемых на борьбу с пр[авительст]вом одними возбуждёнными страстями или безотчётным фанатизмом. Образование нашей организации вызвано потребностью самого общества, в котором пробудилось сознание необходимости и неизбежности борьбы с самодержавным деспотизмом. Лучшее выражение себе сознание это нашло в многочисленных жертвах из всех классов народа. Время завещанной борьбы пришло, и мы не уклоняемся и идём на неё, сильные желанием лучшей доли нашей родине, крепкие всегдашнею готовностью заплатить жизнью за исполнение своего желания.
Так, организация наша составилась из людей, непоколебимо убеждённых, и по очевидным данным, что при неспособности пр[авительст]ва революция в России неизбежна, что она неминуемо разразится в восстании ограбленного и подавленного народа, и что при жестокости и тупоумии пр[авительст]ва она может получить исполинские размеры кровавой драмы, если все или, по крайней мере, большинство способное и честное из образованных классов не станет на сторону доведённого до восстания народа и не обессилит тем самым окончательно пр[авительст]ва, лишив его какой бы то ни было пользы в диком упорстве. Таким образом, выступая на борьбу с пр[авительст]вом за права народные, Народный Комитет в настоящее время ставит себе одною из задач – привлечение образованных классов на сторону интересов народа и, значит, их собственных. В этой задаче ясно стремление так называемых революционеров предотвратить или, по крайней мере, ослабить то кровопролитие, которое пр[авительст]во вызовет своим дальнейшим существованием.
В силу всего сказанного Народный Комитет призывает теперь открыто всех русских граждан на служение великому делу народного освобождения. Никто из честных здравомыслящих людей не может, оставаясь правым пред своею совестью, уклоняться от служения этому делу. Пусть все те, которые могут и готовы вместе с нами энергически и непрестанно, не щадя себя ни в каких трудах и опасностях, служить народному делу, – присоединяются к нам; доступ к нам такие люди найдут всегда и везде при посредстве наших столичных, провинциальных и заграничных агентов, снабженных от Комитета известными установленными уполномочиями и доверённостями. Агенты Комитета сообщают вновь вступающим в организацию и уже достаточно испытанным лицам особую, за печатью Комитета, инструкцию, знакомящую подробно с задачами Общества и с тем, как вести дело организации. Вместе с тем, мы не призываем людей к сверхъестественным самопожертвованиям; люди, жизнь которых тесно связана семейными узами или которые не способны по своему положению к деятельному участию в общенародном деле, – те люди, тем не менее, могут оказывать посильную пользу с своей стороны доставлением разных средств, необходимых для обширной деятельности организации, между прочим, доставлением денежных пожертвований. Для этих пожертвований наша открытая касса находится в Лондоне при редакции «Колосолва». В самой же России денежные взносы доходят до Комитета чрез упомянутых столичных и провинциальных агентов, выдающих нумерованные, с приложением особой печати Общества, квитанции. Нумера выданных квитанций печатаются в ближайших нумерах «Свободы» или «Колокола».
Призывая в настоящую минуту открыто всех и каждого к содействию в народном освобождении, Народный Комитет, естественным течением обстоятельств поставленный во главе русского революционного движения, ответствует пред каждым из членов Общества «Земля и Воля» в том, что он будет неуклонно и постоянно вести дело к предположенной цели – к разрушению императорского самодержавия и к торжеству народных интересов, которое должно выразиться прежде всего в созвании Народного Собрания из выборных представителей свободного народа. Собрание это само определит новый общественный строй нашего свободного отечества и последним моментом деятельности Общества «Земля и Воля» будет гарантия свободных выборов в Народное Собрание и ограждение Собрания от всяких насильственных влияний и от притязаний имущественных и сословных привилегий.
Затем, Комитет считает нужным сообщить членам организации, что, сообразуясь с желанием большинства членов, Комитет будет от времени до времени выпускать свои печатные издания, под настоящим названием. В этих изданиях будет или разъясняться общее положение дел в России, или же будут делаться обществу предостережения и указания на разные гнусные действия правительства, которые оно всегда старается скрыть. Вместе с этим, разумеется, сообразно с ходом дела, будут постепенно выясняться цели Общества и те средства, которыми оно идёт к их осуществлению.
Типография Общ[ества] «З[емля] и В[оля]»
Печатается по экземпляру, хранящемуся в РНБ (С.-Петербург). То же: Колокол. Л. 164. 1863. 1 июня. С. 1349.
Источник: Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / под ред. Е.Л. Рудницкой. М.: Археографический центр, 1997. С. 169–172.