Казалось бы, если с психологическим насилием все не очень прозрачно, то уж откровенное избиение – это точно повод прекратить отношения. Но практика показывает, что для многих это не так, тысячи женщин по всей стране годами терпят регулярные побои от своих мужей и не уходят от них. Почему же так происходит?
Вряд ли все они имеют мазохистские наклонности, но тем не менее живут и терпят это. Отчасти, конечно, виновато воспитание и общественное мнение. На протяжении очень долгого времени побои в семье считались адекватным способом воспитания жены и детей. «Бьет – значит любит», во многих странах есть подобные пословицы и присказки.
Что характерно для жертв домашнего насилия?
Каждая несчастная женщина, подвергающаяся насилию в семье, думает, что она такая одна и ее ситуация исключительна, или, наоборот, воспринимает ее как норму. Но на самом деле это не редкость и далеко не норма. Таких женщин очень много и можно выделить характерные для них всех черты:
- постоянный негативный эмоциональный фон с превалирующим страхом;
- чувство собственной вины;
- обесценивание себя;
- жалость к агрессору;
- надежда на то, что скоро все изменится.
Жертвами становятся женщины с изначально заниженной самооценкой. Уверенный в себе человек отфильтрует потенциального абьюзера еще на начальных этапах отношений, да и самого такого мужчину никогда не заинтересует девушка, которую сложно прогнуть под себя.
Почему жертвы сразу не бегут после насилия?
Тут вопрос поставлен не совсем корректно, как раз сразу после факта избиения или другого насилия жертва очень часто сбегает, иногда даже переезжает к родителям, пишет заявление в полицию и т.д. Но длительное нахождение в нездоровых отношениях не отпускает просто так. И заявление забирается, и родителям потом доказывается, что «он хороший, просто…», тут может быть абсолютно любая причина, от «я сама виновата», до «устал на работе, зарабатывая для меня».
То есть сам факт насилия, являясь очень сильным потрясением, ненадолго «отрезвляет» женщину, и именно в этот момент можно попробовать достучаться до нее друзьям, родственникам или же психологу. Немного отойдя от травмирующих событий, жертва насилия сама (и с помощью искренних извинений своего мужчины) погружается обратно в свои иллюзии.
Искаженное восприятие мира
Большую часть времени женщина находится в мире искаженной реальности, где абьюзер – хороший, но несчастный, ему надо помогать и скоро он обязательно исправится. Не вовлеченные в ситуацию люди могут подумать, что уйти или рассказать близким о происходящем очень просто, но для женщины это не так.
Зависимость от мужчины
У такой женщины, как правило, очень сильна эмоциональная зависимость от избивающего ее мужчины. Изначально пониженная самооценка, подкрепленная оскорблениями и физическим насилием, становится еще ниже. Она начинает полностью зависеть от своего партнера, чаще всего это дополняется еще и материальной несамостоятельностью. Если жертва не работает, ей гораздо сложнее выйти из положения, поэтому мужчина старается, чтобы она бросила работу и по максимуму отдалилась от всего своего окружения. Женщине, раздавленной как личность, удаленной от всех знакомых и замкнутой в строго ограниченных рамках, очень сложно увидеть себя со стороны и понять, что то, что происходит, не нормально и даже опасно.
Чувство вины
Это чувство обычно буквально пропитывает все подобные отношения и скрепляет их. Женщине постоянно внушается, что она виновата во всем сама, к каждому акту агрессии находится повод. Но я имею в виду не только сиюминутные оправдания, а глубоко вложенное в подсознание, обычно еще в родительской семье, осознание собственной вины перед всем миром. Мужчина-насильник только подогревает это и не дает ее самооценке подняться. Благодаря этому жертва сама ищет оправдание тому, что ее бьют: «он на самом деле хороший, это я его разозлила», «могла бы лишний раз не улыбаться общему знакомому» и так далее.
Синдром спасительницы
Отношения, в которых есть насилие, в принципе ненормальны и нередко сопровождаются различными другими отклонениями. Женщина, с неадекватно заниженной самооценкой, очень хочет чувствовать себя нужной, такие люди пытаются помочь всем вокруг, а когда круг этих всех ограничен одним лишь человеком, всю свою потребность быть нужной она выражает на нем. Она твердо уверена, что муж без нее «пропадет». Такие женщины, нуждаясь в помощи, не могут этого признать.
Ожидание перемен к лучшему
Надежда в принципе очень субъективное чувство, и все избиваемые женщины надеются на что-то, например, что «вот сейчас я забеременею и все наладится» или «если я не буду его раздражать, он не будет бить» и так далее, оправданием будет служить что угодно.
Такое восприятие складывается при активном участии мужчины, после случаев насилия он искренне извиняется, дарит цветы, становится внимательным и «хорошим». И в этом самообмане можно жить очень долго.
Страх
Тем, кто уже осознал всю ненормальность и пагубность такой связи, тоже сложно уйти, так как они боятся, что не получится, или что будет только хуже. Очень часто мужчина дополнительно подпитывает эти страхи, прямо или косвенно угрожая своей жертве. Женщина думает, что ей помочь некому, что он ее все-равно найдет и т.д. Из такого замкнутого круга страха очень трудно выйти без помощи со стороны, а как раз просить эту помощь тоже страшно.
Таким образом получается, что женщин, кроме эмоциональной зависимости, в таких отношениях сначала держит чувство вины и надежда, а потом уже страх. В любом случае, выбраться из длительных абьюзивных отношений без посторонней помощи крайне сложно.
✅Ставьте лайки и подписывайтесь на канал.