Это вторая статья на тему изменений происходящих в мозгу человека в процессе изучения нового языка.
Первая статья доступна здесь.
В современном мире люди изучают новые языки по самым разнообразным причинам: для того, чтобы учиться или работать за границей, переехать в другую страну или просто для личного развития. Несмотря на мотивацию, многие учащиеся заявляют, что изучение нового языка влияет на их жизнь и обогащает ее.
Но научные исследования показывают, что изучение второго языка в разном возрасте может оказать реальное воздействие на работу мозга человека. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, мы рассмотрим, как второй язык воздействует на мозг и в каком возрасте наиболее эффективно начинать изучение второго языка.
С точки зрения неврологии
Ученые уже несколько десятилетий изучают когнитивные преимущества у людей, которые владеют двумя языками (билингвы). С использованием технологии МРТ исследователи обнаружили различия в структуре мозга между билингвами и одноязычными людьми. В мозге каждого человека находятся нейроны, состоящие из клеточного тела и дендритов, которые соединяют нейроны. У билингвов количество нейронов и дендритов больше, что делает их серое вещество более плотным. Белое вещество, которое координирует связь между различными областями мозга, также более целостное у билингвов.
Изучение второго языка совершенно точно приводит к увеличению количества нейронов и дендритов в мозге. Научные исследования показывают, что у двуязычных людей больше нейронов и дендритов по сравнению с одноязычными. Это означает, что у них больше "серого вещества" - области мозга, где они находятся.
Уже доказано, что изучение второго языка стимулирует рост и развитие новых нейронов. Это происходит благодаря тому, что изучение нового языка требует постоянного использования и стимулирования различных областей мозга, включая те, которые отвечают за языковую обработку, память, внимание и моторику.
Таким образом, изучение второго языка может помочь улучшить функционирование мозга в целом, благодаря увеличению количества нейронов и дендритов в различных областях мозга.
А если изучать язык во взрослом возрасте?
Изучение второго языка в более позднем возрасте также приводит к неврологическим изменениям, которые происходят с носителями второго языка, независимо от того, какой у них уровень языкового владения. Новые связи в мозгу формируются благодаря новизне, которая сочетается с регулярной практикой.
При изучении нового языка студенты учат неизвестные до этого слова и грамматические конструкции, проверяют и закрепляют предыдущие знания, что является эффективной тренировкой мозга. Данная тренировка защищает от деменции и других дегенеративных неврологических заболеваний, особенно в пожилом возрасте.
Однако изучение языка полезно для всех возрастов и может служить мощным способом тренировки мозга. Это один из самых сложных видов умственной деятельности, которым можно заниматься.
Развитие сопутствующих навыков
Изучение языка не только приводит к физическим изменениям в мозге, но и улучшает некоторые другие навыки, такие как коммуникация, творческие способности, память и концентрация. Это связано с тем, что практика говорения требует активного использования этих навыков, а постоянная практика приводит к их улучшению.
Рост успеваемости
В мета-анализе 20 исследований, посвященных влиянию изучения второго языка на академическую успеваемость, было выявлено, что большинство из них (90%) подтверждают положительный эффект изучения языка на результаты в других учебных предметах. Студенты, изучающие язык, показывают лучшие результаты в таких предметах, как математика и естественные науки. Таким образом, изучение второго языка может стать дополнительным инструментом в повышении успеваемости учащихся в различных учебных дисциплинах.
Концентрация внимания
Изучение нового языка всего за одну неделю может улучшить уровень сосредоточенности и концентрации внимания учащихся, и это улучшение сохраняется при постоянном изучении языка не менее пяти часов в неделю. Эффект изучения языка на концентрацию внимания был отмечен участниками всех возрастных групп (от 18 до 78 лет), что подтверждает положительное влияние изучения языка на концентрацию внимания независимо от возраста.
Увеличенный объем памяти
Изучение языка требует умения запоминать новые слова и правила, а также вспоминать их в процессе занятий. Поэтому не удивительно, что люди, постоянно использующие второй язык, имеют более сильную память. Исследования показывают, что регулярные носители второго языка лучше справляются с тестами на память, чем те, кто говорят только на одном языке. Это относится как к людям, которые изучали язык в детстве, так и к тем, кто начал изучать язык во взрослом возрасте. Причем изучение языка улучшает как краткосрочную, так и долгосрочную память.
Развитие творческих способностей
Изучение второго языка способствует развитию креативности, гибкости и умственных способностей учащихся. Это связано с различными мыслительными процессами, такими как перевод, переключение языков и готовность учиться. Умения, приобретенные в процессе изучения языка, могут применяться не только в области языков, но и во всех сферах жизни, что в конечном итоге способствует улучшению личных, социальных и профессиональных отношений. Независимо от того, являетесь ли вы студентом или преподавателем, каждый раз, когда говорите на втором языке, вы тренируете свой мозг и развиваете свои когнитивные резервы.