Почему раньше эта станция была важна? Правда ли, что строили платформу без ограничения движения транспорта на поверхности? По какой причине выбрали необычный порядок сооружения частей станции? Каким было её изначальное оформление? А также - как выглядели исчезнувшие много лет назад люстры? Неужели прямо на платформе тут можно поесть в буфете? И почему сейчас этой станцией почти никто не пользуется? Об этом и не только расскажу сегодня.
Когда-то нужная
Станция "Арбатская" Филёвской линии - это своеобразная невидимка Московского метро. Она вроде бы есть, но ей почти никто не пользуется. Согласно статистике, пассажиропоток здесь в 2022 году составлял в среднем 11 тысяч человек в сутки. Это самый низкий показатель среди всех платформ в пределах Кольцевой линии. Ко всему прочему, гости столицы и даже некоторые москвичи путаются. Рядом находится станция с таким же названием, но принадлежит она Арбатско-Покровской линии. Так что в наше время особой пользы, по большому счёту, от станции на Филёвской линии нет.
Однако так было не всегда. "Арбатская" открылась 15 мая 1935 года в составе первой линии Московского метро: "Сокольники" - "Парк культуры" с ответвлением до "Смоленской". На тот момент станция являлась важной. Она позволяла добраться жителям столицы до Бульварного кольца и улицы Арбат. Кроме того, рядом с вестибюлем находился кинотеатр "Художественный" и весьма популярный крытый рынок. Правда, чтобы построить станцию, торговый павильон чуть "укоротили". Работы сопровождались многочисленными сложностями. Но про то, как прокладывали тоннели на этом участке, я уже писал раньше. Ссылка будет в конце статьи. Здесь же обратим наше внимание на саму станцию.
Для её строительства выбрали траншейный способ. Это значит, что сначала возводили стены. То есть в земле рыли выемки (траншеи) глубиной 14 метров. Чтобы грунт не обвалился, вдоль их закрепляли досками, а поперёк - распорками. Сначала таким образом сделали три отдельных участка (под рынком, Гоголевским бульваром и домом №1 на Арбате). Потом их соединили между собой. Но ни потолка, ни самой платформы сначала не было. Их делали позже.
Пол в последнюю очередь
Начали процесс с потолка, так как с ним ситуация была сложнее. В паре метрах, на поверхности, находились часть улицы Арбат и одноимённая площадь, небольшой отрезок бульвара и павильон рынка. Грунт на уровне будущих сводов потихоньку снимали, далее монтировали железобетонные перекрытия. Но их требовалось забетонировать. Останавливать движение транспорта на поверхности запрещалось. Поэтому временно перекладывали трамвайные пути. Происходило это буквально за одну ночь. Так что пассажиры изменений не ощущали.
С полом всё вышло полегче. Занимались им в последнюю очередь, и заняло это немного времени. К 15 октября 1934 года конструкцию станции завершили. Оставалась лишь отделка. Как вы понимаете, до открытия метро было не так много времени. Поэтому рабочие торопились. За пять следующих месяцев они уложили 18 тысяч квадратных метров разной облицовки (штукатурки, плитки, мрамора). Благодаря этому всё удалось завершить в срок.
Итоговый проект "Арбатской" создал архитектор Леонид Теплицкий. Облик платформы конструктивно являлся стандартным для первой очереди метро. Колонная станция мелкого заложения (8 метров под землёй). Внешним видом она была похожа на "Сокольники", "Смоленскую" и "Парк культуры". Чтобы придать платформе больше индивидуальности, зодчему пришлось поработать над цветовым оформлением, освещением и другими декоративными деталями станции.
Просто и лаконично
На платформе располагаются два ряда квадратных колонн. Их отделали мрамором разных цветов: от жёлто-розового до красно-коричневого. Верхние части (капители) украсили незамысловатым белым рельефом. Пол изначально имел асфальтовое покрытие. Но через какое-то время его заменили плиткой, а потом на тёмно-красный гранит. Стены декорировали керамической плиткой разных цветов. Снизу она серая, выше оттенок меняется на бледно-жёлтый.
Далее начинается карниз, который соединяет композицию стены и сводов. Полоток оформили кессонами (это такие углубления) разной формы. Над рельсами они квадратные. В некоторых разместили вентиляционные решётки. По центральной оси украшения уже прямоугольные. Их глубина заметно увеличивается. Изначально на станции было интересное освещение. Над боковыми частями платформы висели люстры-шары. Такие же до сих пор можно увидеть на "Охотном ряду" и "Красных воротах".
Однако только их для освещения было бы недостаточно. Поэтому вдоль центральной части потолка разместили достаточно крупные люстры с большим количеством рожков. В нижней части конструкции находилась полукруглая лампа. К сожалению, как и на многих других станциях, тут с годами оригинальные осветительные приборы заменили на обычные люминесцентные длинные лампочки. Но надо сказать, что, в отличие от станций, где люстры не меняли, на "Арбатской" очень светло.
Интересной особенностью станции является то, что здесь пассажиры могут поесть. Ближе к торцу платформы в сторону "Александровского сада" работает буфет №11. Сейчас он имеет и более модное название "М Кафе". В первую, очередь, заведение предназначено для работников метрополитена. Их тут обслуживают вне очереди. Но полакомиться под землёй могут и обычные люди. В меню разные салаты, бутерброды и даже бургеры. Отзывы разные: одним нравится, другие не испытывают сильного восторга. В любом случае, заведение общепита в метро это, как минимум, необычно для Москвы. Хотя в 2000-х там была даже целая сеть фастфуда. Не помню, как называлась.
Конечно же, нельзя не упомянуть про весьма интересный наземный вестибюль станции. Но его история заслуживает отдельной статьи. Напишу об этом как-нибудь позже. А пока ссылка на материал о строительстве тоннелей под улицей Арбат:
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!