Найти тему

Тонкая грань между "свободой выбора" и "надо" в воспитании детей.

Современным детям очень повезло, что сейчас психология воспитания направлена на мягкие методики взращивания будущего члена общества. С раннего возраста специалисты призывают видеть в ребенке личность, учитывать его мнение, не подавлять. И все же не со всеми теориями я согласна. Сейчас объясню почему.

Наткнулась я тут на ролик, где мама показывает утренние сборы в детский сад. Ребёнок лежит в кровати, активно сопротивляется пробуждению, встаёт и снова выключает свет в комнате, возвращается в постель, потом все же просыпается и вместо сборов... Начинает играть в мяч. Мама все это время мягким голосом уговаривает двухлетку начать собираться...

Знаете, вот все здорово - никто на дитенка не давит, голос не повышает, не применяет физического воздействия (не одевает силой вырывающегося ребёнка, а не то, что вы подумали). А ещё - не устанавливает границы. Всё, что происходит с момента пробуждения и до выхода в детский сад - игра в сознании маленького человека, а игра в этом возрасте это норма, это ведущая деятельность. А значит что? Значит такое поведение становится нормой, такие сборы становятся ежедневной рутиной. И это уже не нормально.

Какую я вижу во всем этом проблему? Самое главное - подрыв авторитета взрослого. Слова взрослого, конечно, что-то значат (в детский сад в итоге приходится идти), но перед этим можно хорошенько так игнорировать просьбы (что в итоге приводит к опозданиям). Ребёнок становится в позицию главного - игра идёт по его правилам, а не по правилам взрослого. Поэтому в критической ситуации (например, опаздывать они будут не в детский сад, а на самолёт) твёрдость со стороны родителя будет воспринята с истерикой. Так не лучше ли сразу включать свой авторитет и прививать ребёнку понятие "надо"?

Я считаю, что именно "надо" - один из базовых навыков, которые должен родитель развить у ребёнка. Вы можете не научить малыша читать, но "надо" научить... Надо.

Именно этот навык потом ляжет в основу силы воли, усидчивости, обучаемости. Да даже способность делать, а не прокрастинировать. Всё это закладывается с пелёнок.

Нет, конечно, свобода выбора это отлично! И прислушиваться к мнению самого ребёнка тоже. Но нужно же отдавать себе отчёт в том, где это уместно, а где нет. Дать ребёнку выбор - каша или творог на завтрак - ок. Выбор - завтракать или нет - не ок. Выбор цвета футболки - ок. Выбор - надевать шапку или нет - не ок. Да-да, можно приплести сюда "так он научится причинно-следственным связям", но я вас уверяю, им он научится и без ОРВИ.

Поэтому в ситуации, где нужно сделать что-то заведомо неинтересное для ребёнка (тот же поход в детский сад), нужно проявлять свою твёрдость. Сейчас я приведу пример из своей практики, тем более меня тут в комментариях спрашивали, были ли у Андрея истерики на улице, если надо куда-то идти, а он не хочет, и как я с ними справлялась. Вот сейчас и расскажу.

О, истерики были. Тем более что при СДВГ отсутствие мотивации, то есть того самого "надо", это одна из основных проблем. Поэтому я действовала так: говорила, что пора уходить домой, брала за руку и начинала идти. Если начинались капризы, то я садилась на уровень Андрея (контакт глаз) и ещё раз повторяла, что пора домой. Если не помогало, то в ход шла тяжёлая артилерия - я брала его на руки и уходила. Обычно все истерики прекращались спустя минуту. Вот и все. А если бы я уговаривала его, давала ему "выплеснуть эмоции" (это ведь так полезно, ага), то истерика могла бы затянуться очень на долго. Это неудобно мне, это плохо для сына, это никаким образом не является воспитательной методикой. Так зачем тратить на это время?

Тут есть важный момент - все ваши "надо" не должны быть ультимативными, а должны быть аргументированными. То есть: "Надо идти домой, потому что пора спать/обедать/принимать ванну/дождь пошел/я устала". "Надо идти в детский сад, потому что мне надо на работу". "Надо обедать, потому что иначе у тебя не будет сил". "Надо чистить зубы, потому что иначе червяки заведуться (слово "кариес" и абстрактная боль, если ранее зубы не болели, на ребёнке не работают)".

Конечно, у нас с Андреем не все идеально в вопросах "надо", иначе бы не было бы и самого СДВГ. Да и сейчас у него такой возраст, что у него просто постоянное желание со мной спорить. Но я не отступаю от своей методики, и я вижу, что она даёт свои плоды. А выбор... У сына всегда есть выбор в тех вещах, которые допустимы - какую игрушку купить, что вкусного купить, что рисовать, во что играть, что читать, что одеть. Вот тут выбор ребёнка должен иметь вес. А идти или нет в магазин за обувью или одеждой, решаю все-таки я (просто в детский сад он не ходит, но и тут моё слово было бы весомее, чем его).

А как вы считаете, нужно ли проявлять твёрдость, или лучше тратить время на уговоры?