Найти тему

«Мы» и «я»: опыт позднесоветского и американского кинематографа

Современное русское кино последние 20 лет нащупывает свою самобытность после непростого для культуры 90-х годов. В различные периоды советской эпохи, будь то соцреализм или «оттепель», перед кино ставилась задача отразить определенную повестку и проблемы. Сейчас нам кажется, что современный отечественный кинематограф не справляется с поставленной задачей. Зачастую кино берет шаблонные сюжетные конструкции и образы главных героев из поглотившей мировой рынок киноиндустрии Голливуда. Но бывает и наоборот, и сейчас мы посмотрим на то, как сюжетная структура позднесоветского фильма «Зеркало для героя» (1988) была использована в американском кинопродукте «День сурка» (1993).

Оба фильма построены вокруг конфликта между главным героем и временем. И в том и в другом фильме, главный герой попадает в ловушку зацикленного дня (в «Зеркале для героя» к этому добавляется ещё и то, что герои застряли в прошлом). Главные герои обоих фильмов – люди, потерявшие общепринятые ценностные ориентиры и находящиеся из-за этого в конфликте с обществом (но не в открытом). Неполадки со временем – наказание для персонажа и попытка его перевоспитания. В целом, сюжетный скелет имеет схожие черты, но содержание отличается кардинально.

«Зеркало для героя» - советский фильм периода Перестройки, времени, когда страна находилась в подвешенном (в культурном плане) состоянии. Старые устоявшиеся принципы вступили в фазу открытого столкновения с новыми течениями: гласностью, перераспределением благ, внедрением западных ценностей. Из-за этого поколения вступили в острый конфликт, в котором ни одна из сторон не могла понять другую. В данном фильме как раз демонстрируется это противостояние и предпринимается попытка его решить.

Постер фильма "Зеркало для героя"
Постер фильма "Зеркало для героя"

В настоящем героя происходит крушение государства Советов. Отправной точкой в конфликте поколений является непонимание советских ценностей и идеалов молодым поколением и непоколебимое желание сохранить наследие поколением отцов. Чтобы понять истоки этого конфликта, герой попадает в прошлое, за день до своего рождения в 1949 год – время восстановления страны. И этот день превращается в нескончаемы цикл. Оказывается он там не один, а со своим знакомым.

В отношениях данных персонажей также видится противостояние. Главный герой (его зовут Сергей) ненавидит взращённое войной и восстановительным периодом поколение, не понимает его (как и большинство молодежи в конце 80-х). Его главное убеждение – люди советской закалки равнодушны и являются лишь незаметным винтиком государственной машины. Поэтому он не принимает общепринятые ценности людей поствоенной эпохи. Образ второго персонажа (Андрея) противопоставляется Сергею. Он становится помощником для советского народа. И встречая себя в детстве, он понимает, что все достижения прошлого и советской реальности производятся для них самих, для людей, а не для власти и тирана, как об этом думал Сергей.

Мы видим, что в СССР не все хорошо, реалии 80-х переносятся на события конца 40-х: угроза жизни человека на производстве, работа «на износ», выполнение плана превыше всего, недопонимание между начальниками. И все-таки в фильме это не осуждается, а демонстрируется как кусок истории. Предлагается альтернатива – попытка переосмыслить и исправить ошибки (как это делает Андрей), но не рушить на корню (как предлагает Сергей).

Диалог Андрея и Сергея из фильма "Зеркало для Героя"
Диалог Андрея и Сергея из фильма "Зеркало для Героя"

Что же демонстрирует зарубежный фильм со сбившимся временем? Здесь главный герой – успешный телеведущий Фил. Конфликт вновь зиждется на противостоянии героя и внешнего мира. Все это выражено в легкой, комедийной форме.

Герой оказывается во временной петле, в которой проводит довольно долгое время, переосмысляя свои ценности и образ жизни. Главное его стремление – следование за «американской мечтой». Главное для человека – личная свобода, отсутствие ограничений, самоопределение ценностей.

Постер фильма "День Сурка"
Постер фильма "День Сурка"

Все же мы видим, как персонаж через саморазрушение приходит к самообразованию и созиданию, совершая спустя продолжительное время достойные поступки, помогая нуждающимся или старикам.

Однако фильм несет в себе не только морально-нравственный посыл о том, что нельзя прожигать жизнь и думать только о себе, но и демонстрирует другую сторону американского общества: бездомные – маркер, который часто встречается в американских фильмах. Несмотря на благостную обстановку в обществе, бездомные никуда не исчезают. Зритель может заметить такое явление как благотворительный аукцион – никто не хочет жертвовать деньги просто так, для проведения денежной операции важен процесс купли-продажи.

Оба фильма похожи и не похожи одновременно. Схожесть заключается в перевоспитании персонажей, одинаковом способе «наказания», конфликте главных героев с обществом. Но в остальном фильмы разные. Советская кинолента предоставляет зрителю столкновение героев с исторической памятью, с поколением «отцов». В фильме отражен конфликт перестроечного периода: 2 стороны противоборствуют и не понимают друг друга. По сути, «Зеркало для героя» показывает столкновение цивилизационных принципов – то, что было действительно важно в конце 80-х. Советскому человеку нужно было понять, откуда он взялся и куда ему нужно двигаться. Но эта путеводная нить была утеряна, ее не смогли передать молодому поколению, из-за чего и произошел кризис. «День сурка» – фильм не такой глубокий и более легкий. Да, в нем есть место и для конфликта, и для кризиса. Но в этом произведении конфликт – личный. Он касается только самого героя. В советском фильме кризис носит глобальный, всенародный характер (в масштабах государства).

Личность и коллектив; жизнь для себя и жизнь для будущих поколений; общество индивидов, мило улыбающихся друг другу, и сплоченный трудовой народ – главные отличия двух сравниваемых фильмов. «Зеркало для героя» и «День сурка» предлагают разные формы общества и потому разные ценности, хотя казалось, что оба фильма всего лишь показывают нестабильный ход времени.