Найти в Дзене

И БЫСТРОЙ НОЖКОЙ НОЖКУ БЬËТ

Первым потрясением было полное погружение в ощущение праздничного восторга. Волонтер дала мне наушники и вот уже в них зазвучала музыка, и это не была увертюра или даже не изящные пробы скрипки или альта перед ней. Этот праздник не был отдельно, где я была зрителем, а артисты, музыканты для меня играли. Я была внутри этой атмосферы. Была внутри этого волшебного организма под названием театр.

Первая позиция, ЦВЗ Манеж, выставка
Первая позиция, ЦВЗ Манеж, выставка
Первая позиция, ЦВЗ Манеж, выставка
Первая позиция, ЦВЗ Манеж, выставка

Я ожидала увидеть вполне скучное узко-специализированное представление театра. Никакой магии. Белые стены, эскизы костюмов, пуанты, какое-то количество портретов. Все. Но нет! Меня ждала масса сюрпризов, под впечатлением от которых я нахожусь вот уже который день!

Вторым потрясением была идея оформить вход и выход с выставки через зрительный зал определила всю концепцию выставки. Весь Манеж предстал гигантским театром. Вход в который начинается с вешалки. Буквально. Затем фойе с кафешкой, билетная касса и вот уже место священнодействия - зрительный зал со сценой, занавесом, уютными креслами. А дальше я вместе с другими зрителями словно тайком проникаю в святая святых - за кулисы театра. Иду по ним, а сама словно являюсь частью этой феерии.

Портрет актрисы и танцовщицы Евгении Ивановны Колосовой. А.Г.Варнак. 1800 г
Портрет актрисы и танцовщицы Евгении Ивановны Колосовой. А.Г.Варнак. 1800 г
А.И.Истомина в роли Флоры. Балет "Зефир и Флора". Неизвестный художник. 1820 г
А.И.Истомина в роли Флоры. Балет "Зефир и Флора". Неизвестный художник. 1820 г

Портрет Истоминой в роли Флоры

В духе провинциального портрета. Написан непрофессиональным живописцем. Обратите внимание как смещен овал лица. Создается ощущение, что у нее болит зуб. Щека выглядит распухшей. Ракурс носа неправильно написан и он выглядит съехавшим в сторону. Грудь и тело написаны, очевидно по памяти. Впечатление, что одна грудь отсутствует вообще. Если присмотреться, бюст и тело вообще написаны непонятно как. Замечательный портрет. Мне такие нравятся, я всегда улыбаюсь, когда смотрю на них.

Балетные туфли, платье для занятий в балетной школе Матильды Кшесинской. 1880е годы
Балетные туфли, платье для занятий в балетной школе Матильды Кшесинской. 1880е годы

Выставочное пространство представляет собой длинные коридоры-переходы с расположенными в "альковах" произведениями. Да да, именно произведениями. Потому что некоторые вещи, предметы я совсем не ожидала увидеть. Но об этом, возможно, в другой раз.

Потрясло и оформление выставки как истории балета. Такой подход требует особой тщательности. Ведь нужно найти экспонаты, соответствующие времени. Сделать привязку к событиям в стране. Привязка к соответствующей эпохе делает более объемным понимания в каком пространстве жили люди. Какие события происходили вокруг.

Первая позиция ЦВЗ Манеж, выставка
Первая позиция ЦВЗ Манеж, выставка
Альков 18+ с фотографиями Альфреда Эберлинга.
Альков 18+ с фотографиями Альфреда Эберлинга.

Альфред Эберлинг

Художник, фотохудожник. Работая над картиной "Храм Терпсихоры" он пригласил для позирования лучших балерин того времени: Анну Павлову, Матильду Кшесинскую, Ольгу Преображенскую, Юлию Седов и Тамару Карсавину. Художник в том числе их фотографировал. Предполагалось, что фотографии могут послужить основой для живописи. Потрясением для художника стало согласие Карсавиной фотографироваться обнаженной. Прежде всего, для него это был переворот в восприятии. Его поразила простота, легкость и в тоже время целомудренность.

Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Русский костюм. Первая Позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Русский костюм. Первая Позиция, выставка в ЦВЗ Манеж

И начало своей истории русский балет черпает с реформ Петра Первого, благодаря которым и появился русский балет. Любое мастерство начинается с любительства. Петр I повелел сделать танцы частью придворного этикета. Позже, в 1731 году в Петербурге открылся Сухопутный шляхетский корпус, где обучались будущие государственные служащие. Какое же культурное обхождение может быть без знания танцев? Итак, танцуют все. А там, где танцуют все, нужны преподаватели. Вырабатывается танцевальная школа. И нужны ученики. Ведь танцы можно не только танцевать, но и смотреть. Конечно, за неимением своих балетмейстеров, в школу приглашаются европейские. Ставятся спектакли.

А уж в 1738 году приглашенный в Россию Жан Батист Ланде уже открывает первую балетную школу. Кстати, именно эту школу позже переименуют в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. Куда берут, кстати, способных детишек простого происхождения и учат и полностью содержат бесплатно.

Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж

Через несколько лет в 1742 году из учеников балетной школы Ланде была создана балетная труппа, где танцоры уже получали за выступления гонорары.

В XIX веке в Россию был приглашен балетмейстер Шарль Дидло. Надо сказать, что это время богато и на русские и на иностранные имена. В России побывали многие известные танцовщики, певцы. А благодаря Шарлю Дидло русский балет занимал главенствующее место. Через несколько лет после поражения Наполеона, а именно в 1818 году, после реставрации в Санкт-Петербурге вновь открывается Большой театр. И сцены постепенно занимают отечественные талантливые танцовщики. Ставятся балеты по русским сказкам. А Мариус Петипа ставит балет "Роксана" по случаю окончания русско-турецкой войны.

Эскизы к костюмам к балету "Павильон Артемиды" А. Бенуа
Эскизы к костюмам к балету "Павильон Артемиды" А. Бенуа

Начало XX века. В галерее Надежды Добычиной сформировалось невероятное притягательное пространство, которое привлекало самых талантливых деятелей культуры. От Дягилева и Бенуа до Малевича. Дягилевские сезоны, возможно были придуманы именно здесь.

А вот в театр пришел балетмейстер Михаил Фокин. Революционные веяния заставляли искать новое во всех сферах. В том числе и в балете, в экспериментальных одноактных постановках нового балетмейстера. Костюмы, сценография отрисовывались лучшими.

Эскизы костюмов к балету "Исламей" (Восточная фантазия). Б.И.Анисфельд. 1912 г
Эскизы костюмов к балету "Исламей" (Восточная фантазия). Б.И.Анисфельд. 1912 г

Но наступила Революция. Дягилеву и многим деятелям искусства пришлось уехать. Там, во Франции, Дягилев популяризировал русское искусство. Именно Русские сезоны вошли в историю мирового искусства.

В России же искусство переживало сильнейшую трансформацию. Новое, авангардное поставило под сомнение существование классического балета. Изменилась пластика танца, придумывались новые инструменты. Музыканты, художники, поэты, писатели активно экспериментировали с музыкой, со словом, с техникой. Это не могло не внести свои коррективы и трансформировать в существовавший ранее классический балет.

Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Рабочий и колхозница, Вера Мухина. Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Рабочий и колхозница, Вера Мухина. Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Костюм "Американский флот", балет "Болт", 1931 г
Костюм "Американский флот", балет "Болт", 1931 г
Балетная уборная. З.Серебрякова 1924
Балетная уборная. З.Серебрякова 1924

Последний исторический "коридор" - современный - мне сложно оценить. Он оформлен в белый с фотографиями современных артистов танца. Возможно, в этом и идея организаторов, что страница еще не заполнена, ее история пишется сейчас. Но мне не хватило насыщенности и такого же внимания к сегодняшнему дню, как к историческому прошлому. Деталек, деталей. Эскизов современных костюмов, имен. Талантливых балетмейстеров, сценографов. Имен. Безусловное почтение и уважение к прошлому хорошо, оно делает наше настоящее. Формирует имена. Вот в этом мне не хватило.

Создалось ощущение, что опираясь на сформированные исторические факты, команда проекта побоялась назвать людей.

Сделать их героями.

Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж

Однако театр это не только красивые костюмы и декорации. Это невероятно тяжелый труд. И это то, рассказа о чем я не ожидала ни под каким соусом. Нет, упаси боже, зрителей не опрыскивали из баллончиков запахом пота)) Но залипнуть перед экранами балетного зала с тренировками можно было надолго. Узнать, какие группы мышц задействованы в поддержках и прыжках, завороженно сидя на лавочке перед экраном с видео. Как сформировалась русская балетная школа и что во всем мире именно эта система является опорной при обучении балетному искусству.

Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Манекены в балетных костюмах. Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Манекены в балетных костюмах. Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Балетные костюмы. Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Балетные костюмы. Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Балетные костюмы. Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Балетные костюмы. Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж

Как менялись ткани на костюмах. И что изменения в конструкциях связаны и с изобретениями, развитием промышленности и изменением фигур танцовщиков. Изменения эти происходили с изменением исторических эпох, переменами в моде, прогрессом, который влиял на изменение пропорций тела. Отсюда и изменения в пропорциях тел и требованиях к пропорциям танцовщиков. Наиболее разительные отличия можно наблюдать в фигурах танцовщиков перед Революцией и современных. Одним из важнейших изменений стал отказ от балетных корсетов. Стало видно тело танцовщика, его живот.

Пуанты Дианы Вишневой. Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж
Пуанты Дианы Вишневой. Первая позиция, выставка в ЦВЗ Манеж

#перваяпозиция #выставка #цвзманеж #балет #дягилев #историябалета #искусство