Продолжаю рассказ о ярких личностях XIV–XV вв. Прошлый раз речь шла о неугомонном Дмитрии Шемяке. В какой-то степени таким же «странствующим рыцарем», проводившим время «в боях и походах» был Василий Дмитриевич Кирдяпа.
Однако, в отличие от Дмитрия Шемяки, его путь закончился по-иному.
До сих пор не выяснено значение прозвища Василия «Кирдяпа». О нём мало что известно. Оба брата участвовали в борьбе отца за Великий стол. Даже когда Дмитрий Константинович уже почти проиграл эту борьбу и был изгнан из Нижнего Новгорода своим братом Борисом, Василий Кирдяпа привёз отцу из Орды ярлык на Великое княжение Владимирское (ноябрь 1364 г.).
Неоднократно он участвовал и в военных столкновениях с татарами. Летом 1367 г. Василий Кирдяпа вместе с отцом и дядей участвует в разгроме изгонной рати ордынского правителя Булат-Темира на нижегородско-мордовском порубежье на р. Пьяне. В 1370 г. он уже идёт в поход на город Болгар в качестве союзника Мамая, а через шесть (1376 г.) лет вместе с братом Иваном Дмитриевичем осаждает Казань и берёт с города большую контрибуцию.
Вместе с отцом он участвовал в Переяславском съезде 1374 г. Формально на нём отмечался день рождения сына у Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, но фактически московский, нижегородские и другие князья обсуждали вопрос об отказе от выплаты ордынского выхода Мамаевой Орде. Был Василий в числе русских князей, принявших совместное решение о разрыве отношений с Мамаевой Ордой и начале против неё вооружённой борьбы.
В следующем (1375 г.) истребил в Нижнем Новгороде отряд посла хана Мамая – Сарайки. Причины данного поступка называют разные. По одной из версий, это был приказ отца – Дмитрия Константиновича. По другой – инициатива самого Василия Кирдяпы, видевшего поведение татар в Нижнем, в т.ч. их угрозы местному епископу Дионисию.
Историки особо отмечают, что Василий Кирдяпа в 1377 г. ликвидировал последствия разгрома русских дружин на реке Пьяне и разорения Нижнего Новгорода. Возможно, речь идёт о попытках восстановить разорённый город.
Когда в Орде появляется новый хан, притом законный – Тохтамыш (Мамай в глазах монгольской степной знати был узурпатором, т.к. не являлся Чингизидом), Василий Кирдяпа вслед за отцом и другими князьями признаёт его власть (осень 1380 г.). Более того, по поручению испуганного Дмитрия Константиновича Василий Кирдяпа и Симеон в качестве заложников отправляются в Орду и сопровождают Тохтамыша в знаменитом походе на Москву.
26 августа 1382 г. Василий Кирдяпа и Симеон сыграли роковую роль в истории Москвы. Они уговорили жителей города открыть ворота Кремля и вступить в переговоры с Тохтамышем, заверив осаждённых в том, что татары не причинят им зла. Москвичи поверили братьям, и это привело к страшной трагедии: Москва была захвачена и сожжена. До сих пор неясно, чем руководствовались братья. Или они искренне верили, что татары желают только переговоров, либо опасались за свою жизнь. Или, может быть, надеялись, что погром Москвы приведёт к её ослаблению и, как следствие, к возвышению Нижнего (ведь Михаил Александрович Тверской уже отказался от борьбы)?
После захвата Москвы ордынцы оставили у себя Василия Кирдяпу в качестве заложника. Он пытался бежать, но был схвачен (1386 г.). Однако Тохтамыш не причинил зла непокорному князю, а через год отпустил его на родину, дав ярлык на княжение в Городце. Н.С. Борисов полагает, что Кирдяпу освободили не без «руки Москвы», что удивительно, учитывая роль Кирдяпы в московском погроме. Однако, по мнению Н.С. Борисова, московский князь Дмитрий Иванович тем самым мог преследовать несколько целей. Во-первых, безусловно, расколоть Нижегородское княжество на враждующие «партии». Во-вторых, в Нижнем Новгороде ему нужен был смелый и решительный союзник. Таким человеком и являлся Кирдяпа, уже зарекомендовавший себя не раз в этом качестве.
Вернувшись домой, амбициозный Кирдяпа не довольствовался только княжением в Городце (1387 г.). Вскоре при поддержке московских войск и вместе с братом Симеоном он фактически выдворяет дядю из Нижнего Новгорода. Согласно преданию, Борис Константинович сказал племянникам: «Сегодня я плачу от вас, а завтра вы заплачете от москвичей». Слова оказались пророческими.
Правда, племянникам пришлось «поплакать» и от самого дяди. Как только умер Дмитрий Донской, поддерживавший Василия и Симеона, Борис Константинович кинулся в Орду за ярлыком. Тохтамыш, недавно разгромленный своим бывшим покровителем Тимуром, против которого он неосторожно выступил, возможно, нуждался в союзниках. Наверное, поэтому хан вручил Борису Константиновичу ярлык на Нижегородское княжество.
В 1391 г. Борис Константинович ворвался в Нижний Новгород, бросил в тюрьму Василия Кирдяпу и захватил семью ускользнувшего вовремя Симеона Дмитриевича. В этом же году на Вятку состоялся страшный набег татарского царевича Бектута. А.В. Эммаусский связывает этот поход с событиями вокруг Нижнего Новгорода. На Вятке могли быть сильны позиции Василия Кирдяпы и Симеона, поэтому туда и пришёлся удар татар.
Более того, и ответный удар вятчан через год по татарским городам – Жукотину и Казани – в 1392 г. мог быть инспирирован опальными братьями. Правда, Василий Кирдяпа в это время был, скорее всего, ещё в тюрьме. Но А.В. Эммаусский допускает, что вятчанами мог руководить один из воевод Кирдяпы.
Так или иначе, но Борис Константинович недолго торжествовал. Через два года после его вокняжения в городе на Волге новый московский князь Василий I Дмитриевич, видимо уже давно мечтавший овладеть Нижним Новгородом, едет в Орду. В ход идут старые и новые связи, ханские мурзы и жёны одариваются «подарками». Возможно, активно помогал Василию I в этом уже знакомый нам опытный Фёдор Кошка, имевший давние знакомства среди татар и умудрившийся не погибнуть в Орде при многочисленных «замятнях», переворотах, когда враждующие стороны громили и дома иноземцев, в т.ч. русских купцов и бояр.
Таким образом, всеми правдами и неправдами московский князь покупает в 1392 г. ярлык на Нижний Новгород. Вскоре к городу на Волге прибывает внушительная татарско-московская рать. Нижний Новгород захвачен москвичами, Борис Константинович умирает в суздальской тюрьме вместе с женой.
Надменный и довольный победой, Василий I предлагает Кирдяпе и Симеону жалкую подачку. Суздаль он, разумеется, также забирает себе, как и Нижний Новгород, а братья могут жить в городе Шуя, что под Владимиром.
Однако Василий Кирдяпа и Симеон были возмущены таким решением. Они бегут в Орду, умело ускользая от московской погони. Кстати, в этом же 1393 г. вятчане нападают на владения великого князя московского. Возможно, что этот поход – следствие противостояния Василия I и нижегородских князей.
В столице Орды неугомонные Дмитриевичи обивают пороги вельмож и ханских жён. Однако московская «партия» в Орде, а также «московское золото», возможно, при помощи хитроумного Фёдора Кошки не дали осуществиться планам Василия Кирдяпы и Симеона Дмитриевича.
Но не исключено, что дело не только в этом. Тохтамыш в это время готовился к новой схватке с Тамерланом. Ему в данной ситуации было не выгодно ссориться с сильным Московским княжеством. К тому же в это время намечался брак Василия I с дочерью Великого князя Литовского Витовта – Софьей. Таким образом, возникала перспектива хотя и временного, но реального альянса Москвы и Литвы. Двух таких опасных соперников накануне сражения с грозным Тамерланом Тохтамыш не желал иметь под боком. Более того, его дипломаты начали налаживать отношения с Литвой и далёким Египтом (которому также угрожал великий завоеватель), чтобы обезопасить тылы.
Решающая битва двух степных гигантов – Тамерлана и Тохтамыша – состоялась в 1395 г. на Тереке. Тохтамыш мобилизовал огромные силы, но по талантам и иным качествам он явно уступал «Железному хромцу». Войска Золотой Орды, хотя и сражались доблестно, были разгромлены. Трепещущий от страха Тохтамыш укрылся со своими сторонниками в Литве.
С Терека начался окончательный крах Золотой Орды, и уже где-то вдалеке забрезжил рассвет для русских земель. Однако и Тамерлан со своей империей был опасен для них. Как смерч «Железный хромец» пронёсся по Северному Причерноморью, сметая всё на своём пути. Грозовой тучей он приблизился к русским землям и даже вступил на них, подвергнув разгрому Елец. Однако по неясным причинам Тамерлан повернул в Степь.
В надломленной, распадавшейся Орде воцарился новый правитель – ставленник «Железного хромца» Тимур-Кутлуг. Но за его спиной стоял Едигей – ученик Тимура и один из мастеров степной «науки побеждать». Желая воспользоваться сменой власти, изгнанные суздальские князья обратились к новым правителям. Однако и на этот раз их ждала неудача. Если вспомнить, с каким уважением Едигей отзывался о Фёдоре Кошке, то можно допустить, что этот прекрасный дипломат и в данном случае смог, найдя подходы к Тимур-Кутулгу и Едигею, отклонить все претензии нижегородцев.
Возможно, на этом пути братьев расходятся. Симеон Дмитриевич ещё встречается в летописях, и речь о нём впереди, а о Василии Кирдяпе до самой смерти нет известий. А.В. Эммаусский допускает в связи с этим, что неутомимый Василий Кирдяпа поддерживает младшего брата, а затем, в начале 1400-х гг., уезжает вместе с последним на Вятку, отказавшись от своих прав на Нижний Новгород. Однако это всего лишь предположение. Единственное свидетельство о возможном пребывании Василия Дмитриевича Кирдяпы на Вятке – это находившееся севернее Кстинино село Кирдяпино.
Скорее всего, сломленный Василий Кирдяпа возвращается на Русь и, примирившись с Великим князем Московским, получает от него Городец, где и умирает в 1403 г. Можно допустить, что Василий Кирдяпа мог приезжать к своему брату на Вятку, когда тот обосновался там окончательно (правда, ненадолго – тот прожил в Вятке всего пять месяцев до своей смерти).
В целом перед нами выдающаяся личность, хотя бы косвенно, но связанная с Вяткой. Одно из крупных вятских сёл, возможно, носило его имя. Здесь же похоронен брат Василия Кирдяпы. По биографии этого князя видно, что он был достоин лучшей участи, но, подобно многим своим современникам и предшественникам, растратил свои таланты на конфликты из-за отчины.
Добавим, что Василий Кирдяпа стал родоначальником князей Шуйских. Его потомками были известные деятели времён Смуты и её предыстории: защитник Пскова от войск Стефана Батория и глава оппозиции Борису Годунову Иван Петрович Шуйский, царь Василий Иванович Шуйский, выдающийся полководец Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.
Литература
Борисов Н.С. Возвышение Москвы. М., 2011.
Кузьмин А.В. Василий Дмитриевич Кирдяпа / Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/5779136 (дата обращения: 5.05.2021).
Эммаусский А.В. Вятская земля в период образования русского государства. Киров, 1949.