Фильм Владимира Мотыля "Белое Солнце пустыни" - удивительный, писать о нём невероятно сложно (хотя написано немало, да). Он совершенно не поддаётся никакому анализу, чуть начнешь присматриваться пристально и разбирать по кусочкам - и всё, цельная картина разваливается и размазывается. Улетело ощущение, как потревоженная бабочка. По большому счету, даже жанр этого фильма определить сложно, но, поскольку как-то называть нужно, обзывают его то "приключенческим фильмом", а то и вовсе "истерном". Хотя, конечно, "Белое Солнце пустыни" куда больше чем просто приключенческий фильм. И, при этом, картина получилась абсолютно "нашей", практически мгновенно находящей отклик в душе и сердце советских, постсоветских и бывшесоветских людей. И, как правило, не очень понятная всем остальным. Так что не ждите от отзывов иностранцев восторга, понимания и принятия. Хотя и они, конечно, разные.
Кстати, не могу пройти мимо чешской афиши этого фильма. Мне кажется, она весьма показательна.
Отзывы чешских зрителей
**********
Во-первых, "Белое солнце пустыни" мне показалось очень слабо сделанным, как сценаристом, так и особенно режиссером - большинство сцен вообще не связаны друг с другом и есть много крайне запутанных скачков во времени и пространстве. Также следует отметить унылость перестрелок и слабый юмор (на самом деле, развеселил только вылетающий из окна подпоручик и мечта Сухова о «гареме» из славянских пухленьких девушек). В-третьих, огромный недостаток - у персонажей отсутствует какая-либо предыстория характера и даже провозглашенный злодей Абдулла больше похож на безобидного шута (да и не знаю, кто догадался, что он какой-то "радикал" или религиозный фанатик - ничего подобного, на это даже не намекается в фильме). Но я всё же поставлю две звезды. Ну, одну за осиные талии тех туркменок и хорошенькое личико Гюльчатай, другую - за очень хорошую работу оператора. Гордиться здесь больше нечем.
**********
Замечательный фильм, один из ярких образцов так называемого русского истерна (вестерн, действие которого происходит на Диком Востоке, в Азии). Главный герой, красноармеец Сухов, возвращается домой с войны через пустыни Туркмении и ему еще предстоит сразиться с бандитом Абдулом. От этого фильма с песнями Булата Окуджавы у меня буквально перехватило дыхание и подтвердилось мое мнение о том, что русские – великие артисты. Не удержался от сравнения с хвалеными в нашей стране вестернами Леоне, которым это произведение не только не уступает, но даже превосходит. И все потому, что, помимо действия, напряжения и юмора, здесь сохраняются истинные человеческие ценности: отвага, самоотверженность, умение любить и быть верным.
**********
Получается довольно несбалансированная смесь комедии и драмы. Комедийная первая половина, юмор которой в первую очередь основан на контрасте между военной строевой привычкой и хрупкими женщинами из гарема, смотрится на одном дыхании. Вторая половина тогда проигрывает из-за своей гротескности, принимая неожиданно серьезный тон, с героическими смертями, толикой ненужного пафоса и большим количеством стрельбы. Добавьте к этому довольно запутанный монтаж, и вы получите короткометражный фильм, который вы оцените с первого просмотра.
**********
**********
В основном ничего не происходит в течение первого часа. Однако. благодаря экзотической обстановке и нескольким забавным моментам, особенно во время съемок суховских женщин в чадре, даже скучное можно смотреть. Дальше идет некий драматический момент, кстати, достаточно жестокий по сравнению с предыдущим сюжетом, а заключительные 20 минут - настоящий восточный экшен со всем, что с ним связано. Однако настроение меняется, становится очень тяжело, а трупы продолжают накапливаться. Местная аудитория, вероятно, не поймет популярности фильма к востоку от нас, но во многих случаях верно и обратное.
**********
Между драмой и комедией большая пропасть, преодолеть которую в одном фильме непросто, при определенной доле цинизма это возможно, но у "Белого Солнца Пустыни" этого нет. Так что здесь они стреляют шутками и пулями и умирают так же легко, как и говорят. Единственный, кто действительно демонстрирует здесь борьбу, это не пуленепробиваемый Янек Сухов, а бывший таможенник Верещагин, который единственный сумел создать правдоподобный персонаж и стоять обеими ногами по обе стороны жанровой пропасти, не прыгая постоянно с одной стороны к другой, как Янек Сухов.
**********
Совершенно уникальный и, наверно, уникальный по праву... более того - культовый советский фильм. Какой исключительный фильм действительно удалось снять режиссеру Мотылю, какая радость воспринимать каждый до единого изумительный кадр!
**********
После нескольких десятков вестернов, произведенных в Италии/США/Югославии, этот действительно ощущается как бальзам – хотя бы из-за совершенно другой обстановки, в которой происходит действие драмы, а также из-за ломки классических жанровых клише. Эх, побольше бы таких картин!
**********
**********
Отзывов довольно много, фильм дублировался для чехословацкой аудитории, так что как минимум старшее поколение хорошо с ним знакомо. Но, думаю, хватит на сегодня. )
Надеюсь, вам было интересно. Напоминаю, что на канале есть немало статей с отзывами иностранцев на наши фильмы - заглядывайте, читайте.
Напоминаю также, что лайки продлевают жизнь статье и улучшают карму. )))