Потребность в мусоровозах в России оценивается в восемь тысяч машин в год, а производится только две. За счет мусорной реформы этот сегмент техники сейчас быстро растет. Способны ли российские производители удовлетворить спрос? Чтобы ответить на этот вопрос, я отправился в Смоленск на завод комплексных дорожных машин.
По данным Минприроды, в России образуется более 70 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) ежегодно. На рынке идет реформа, которой подлежит как вывоз, так и утилизация. В эту сферу пришли большие деньги: разработан нацпроект «Экология» с бюджетом более 4 трлн рублей, из которых 457 млрд пойдут на проекты, связанные непосредственно с системой управления отходами. К 2024 году на переработку должно направляться 60 % ТКО.
На фоне мусорной реформы, чреватой усилением контроля, компании, работающие в этом сегменте рынка, все больше внимания уделяют критерию надежности техники. Требования к надежности шасси и надстройки здесь довольно высоки, поскольку мусоровоз, не вышедший на линию, — это уже ЧП, которое может стоить компании контракта. Не менее серьезную проблему представляет и сломавшаяся машина с заполненным до отказа мусорным отсеком.
Переоснащая свой парк, российские компании — в первую очередь в крупных городах — до недавнего времени предпочитали технику европейского производства. Но с введением санкций, предусматривающих запрет на поставки запчастей и автомобилей, тенденция сменила направление на противоположное. Технику из западных стран выводят из эксплуатации по причине сложностей с ремонтом. В течение пяти лет операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. мусоровозов иностранного производства, посчитали в «Российском экологическом операторе» (РЭО; курирует мусорную реформу).
РАЗВИВАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ
Остается только развивать отечественное производство, чем и занимается Смоленский завод КДМ.
Логотип с аббревиатурой KDM хорошо известен всем, кто эксплуатирует комбинированные дорожные машины. Производство специальной техники и оборудования для строительства и содержания дорог начали в Смоленске еще в 1932 году, а как машиностроительный «Завод КДМ» известен с куда более далеких времен, с 1911 года.
В 1960‑х предприятие приступило к выпуску дорожных машин на автомобильном шасси и стало одним из первых производителей подобной техники в России. Примечательно, что в постсоветские времена завод сумел сохранить свой профиль, а в середине 2000‑х начался процесс перевооружения и модернизации. Современное высокопроизводительное станочное оборудование сменило устаревшее в цехах заготовки металла, сварки, механической обработки, был серьезно модернизирован и цех окраски. В результате мощность производства выросла до 1000 единиц техники в год.
Сегодня на территории площадью 8 га расположены восемь корпусов, шесть из которых — производственные. Штат компании насчитывает около 300 сотрудников.
В 2020 году было открыто новое направление — производство мусоровозов под брендом СМ («Смоленский мусоровоз»). Общий объем инвестиций в этот проект составил порядка 250 млн руб.
КЛЮЧ ЧИСТОТЫ
Необходимость расширения продуктового портфеля нужна для равномерной загрузки производства в течение года. Дело в том, что выпуск комбинированных дорожных машин — это сезонная история: в осеннее-зимний период завод производит до 70 % годового объема, остальное время цеха работают не на товарный продукт, а готовят задел на будущее. При такой схеме финансовые средства предприятия используются крайне неэффективно, рассказал технический директор ООО «Завод КДМ» Олег Сосин. Чтобы переломить ситуацию, на заводе решили организовать выпуск техники, спрос на которую не зависит от месяца на календаре.
Прежде чем взяться за дело, специалисты предприятия досконально изучили импортную коммунальную технику, включая особенности эксплуатации. И хотя завод прежде никогда не имел дела с мусоровозами, их первую модель сделали очень быстро — всего за девять месяцев. Напомним, дебютный показ машины СМ-16 на шасси КАМАЗ-53605 с эмблемой проекта «Ключ чистоты» состоялся на выставке WasteTech 2020, о чем мы подробно писали в обзоре (см. «Автопарк» № 7/2020). По словам Олега Сосина, замысел был в конкуренции не с отечественными производителями, а с техникой западных стран. «Мы понимали, что на рынке есть отечественный производитель, у которого своя ниша и своя ценовая категория, а есть и европейские со своим качеством и соответствующей ценой, — рассказал эксперт. — Наш продукт по качеству и функционалу ничем не уступает европейским, но имеет преимущество по цене».
Модельный ряд мусоровозов с логотипом KDM включает 8‑, 17,5‑, 19,5‑ и 23‑кубовые исполнения с задней загрузкой. Основной объем приходится на модель СМ-16 с бункером-накопителем вместимостью 17,5 м3. Такие мусоровозы наиболее востребованы для обслуживания и городов, и пригородов. В качестве базы для них используются широко распространенные двухосные КАМАЗ-53605 или МАЗ-5340, а также доступные на нашем рынке китайские, корейские и японские шасси. Марка не принципиальна. На заводе говорят, что готовы адаптировать свою надстройку для любого шасси, в том числе давальческого, то есть предоставленного клиентом. Хотя предпочтение отдается новым шасси со склада завода — доля таковых в общем объеме производства составляет 80 %. Дело в том, что приобретение спецтехники обычно финансируется лизинговыми компаниями, а они готовы кредитовать автомобильный продукт только целиком.
Кузов-бункер целиком производится в Смоленске. Металлоконструкции свариваются из отечественной стали 09Г2С, а вот бесшовные боковые стенки 4‑миллиметровой толщины сделаны из импортной стали из-за особых требований к ее раскрою. Нуждающаяся в материале особой прочности ванна под погрузочным механизмом выполнена из шведской стали Hardox 450, альтернатива которой пока не найдена. Магистрали высокого давления — из оцинкованной трубы.
Применяемое в мусоровозах компании килевидное днище позволяет эффективно собирать отжим, а затем убирать его с накопительной части посредством открытия шарового крана. Конструкция запирания заднего борта исключает произвольное открывание и протекание жидкости при работе мусоровоза. Кинематика захвата позволяет разгружать контейнеры любого типа емкостью от 80 л.
Поверхности всех элементов конструкции мусоровоза проходят дробеструйную обработку перед покраской, что делает покрытие более долговечным. Импортные лакокрасочные материалы позволяют сохранить внешний вид надстройки неизменным в течение всего срока службы — 8 лет, так уверяют на заводе. Кстати, фирменный цвет смоленских мусоровозов — зеленый.
Степень уплотнения в бункере достигает 7:1. Гидроаппаратура — полностью импортная: датский гидрораспределитель Dynfoss, итальянские гидроцилиндры и гидронасос переменной производительности — он существенно снижает расход энергии и шум при частичном использовании мощности. Альтернативы этим компонентам завод пока не предлагает, но ведет переговоры с российскими поставщиками.
А вот система управления гидравликой — отечественная. Предусмотрено пять пультов управления. Главный расположен в кабине, он позволяет менять настройки оборудования, в том числе давление прессования и скорость работы подвижных элементов. Также здесь можно провести диагностику системы. Еще по два пульта размещены на правом и левом бортах — они нужны для управления оборудованием, отвечающим за выгрузку мусора из контейнеров, прессование, разгрузку. Работу в темное время суток облегчает яркая светодиодная подсветка в зоне работы с контейнерами и по бортам.
Заместитель генерального директора по развитию Максим Левкин позиционирует выпускаемые предприятием мусоровозы в премиум-сегменте среди российских производителей. И это не пустые слова. Дело не только в высоком качестве производства и импортных компонентах, но и в прогрессивных технических решениях. Например, уже в базовой комплектации они снабжены подогревом гидросистемы, обеспечивающим надежную работу даже в лютый мороз. По умолчанию в машину устанавливается система телематики, позволяющая отслеживать работу оборудования в режиме реального времени, идентифицировать оператора и передать параметры в диспетчерскую предприятия. С переходом контроля за вывозом отходов на электронную платформу такое решение стало особенно актуальным.
Плюс гарантия не один год, как у конкурентов, а два! Существенно, что клиенту разрешено проводить техобслуживание надстройки самостоятельно даже в период гарантии (при четком соблюдении регламента). Для этого производитель готов обучить сервисных специалистов мусоровывозящих компаний и снабдить их необходимой документацией. Кстати, вся техническая документация на заводе переведена в электронный вид. Если же автопарк предпочтет фирменное обслуживание, то в активе завода выездные сервисные бригады и партнерская дилерская сеть по всей России.
Проект «Ключ чистоты» предусматривает выпуск 250 мусоровозов в год — это позволит предприятию занять 10 % их российского рынка. Задача, надо сказать, амбициозная: в прошлом году удалось произвести три десятка таких машин. Хорошим подспорьем служит получение обратной связи об эксплуатации мусоровозов с целью улучшения их качественных характеристик до уровня импортных аналогов.
Михаил Ожерельев