Самый нетипичный из экспрессионистов художник.
Дега родился в Париже в богатой буржуазной семье, с детства увлекся рисованием, и рисовал, совершенствуя свое мастерство, не продавая картин, то есть рисовать как ему хочется, а не на заказ. В его семью был вхож художник Энгр ("Большая одалиска"), он произвел на молодого Эдгара неизгладимое впечатление и перенял у него страсть к линиям и ясной форме (в той же Одалиске исключительно ради изящной линии спины автор добавил несколько позвонков). Любовь к линиям воспитывал и учитель Эдгара - Ламот, который сам в свою очередь был учеником Энгра. (Ламот, кстати, не выдержал испытания временем и его картины канули в небытие, и счас он известен не более как учитель Дега, хотя в свое время был очень модным и известным художником.)
Своей любовью к линиям и форме Дега внес новое в экспрессионизм. Если классические экспрессионисты хотели запечатлеть на холсте впечатление, то для Дега главное было движение. Он не писал на пленере, не писал пейзажи, ему хотелось писать людей, но не самих людей, а их движение, пластику их тел, показанной с неожиданного ракурса. Сами люди художника совершенно не интересовали, его модели обезличены, они не проявляют своего характера, они только средство для передачи грации и красоты этого самого движения. Сам он называл свой стиль независимым экспрессионизмом и как то раз сказал: “Люди называют меня художником танцующих девушек. Им никогда не приходило в голову, что мой главный интерес к танцорам заключается в передаче движения и создании красивой одежды”.
Дега писал людей, в первую очередь женщин из-за их более выраженной пластичности, различных профессий, так как каждой профессии присущи свои движения, но больше всего он любил балет. Балет того времени в Париже был большим шоу, эффектным представлением, праздником красок и движения. Это в русском балете был акцент на внутреннее состояние танцовщика (всякие там погибающие лебеди с черными плохими коршунами), а в Париже все было направлено на увеселение публики, балерины были обезличенными танцовщицами, в любом случае именитых балерин Деге не писал, он писал учениц и массовку.
Чаще Дега писал не само выступление балета со всем его феерическим шармом, а репетиции и сцены за кулисами. Именно там проявлялось неподдельное живое движение тел танцовщиц с присущей им грации. При этом Даге мало внимания уделял красоте поз, его волновали только чистота линий.
Не все знают, что за этим стояла ненависть к женщинам. В юности Даге заразился венерическим заболеванием в доме терпимости, и на всю жизнь сохранил свое женоненавистническое настроение. Он не был женат, более того нет ни малейших упоминаний, что у него когда-либо была любовница или связь с натурщицами. Он проповедовал полное отрешение от женщин, называл их самками человечества, крысами. При широко известными связями старых художников с малолетними натурщицами (это Париж, никто не стеснялся распространяться об этом, например Делакруа (Свобода, ведущая народ) восторгался, как приятны пятнадцатилетние натурщицы в постели), Даге воспринимал не как злоупотребление именитых стариков, а как грех юных девушек, крыс общества.
Но как бы то не было, рюшечки и ленточки, воздушные пачки прикрывают ненависть художника и человечество высоко оценило творчество Эдгара Даге, а вершиной его творчества считается картина "!Голубые танцовщицы".
Голубые танцовщицы написаны пастелью, когда художник максимально овладел этой техникой. Пастель (наподобие восковых мелков) позволяет сделать более яркие краски и более приглушенные, и сама по себе выглядит мерцающей. Даге изобрел свой способ усилить мерцание пастели - он ее нагревал и размазывал кистью.Поэтому картина выглядит так ярко и блестяще.
Сочетание холодного голубого с теплым оранжевым создает выгодный колоритный эффект, сравните с другими цветами:
Очень приятный для созерцания движение линий слева на право, создающий некоторый хоровод (особенно для правшей). Композиция выверена идеально, взгляд скользит мягко, сравните с другими картинами, где взгляд стопорится и не знаешь куда смотреть.
Танцовщицы не просто очень элегантны и грациозны, но и красивы, что для картин Дега редкость. Но мой взгляд в данном случае еще плюс, что ног нет, ноги Даге пишет пусть и с его любимыми линиями, но уж больно страшно. Руки у него всегда красивые.
Искусственный свет освещает часть плечей, подчеркивая изящество. Вообще Даге первый художник, который максимально выгодно научился использовать искусственный свет. Его плакат, где одна часть лица освещена, а вторая находится в тени, считается шедевром и первым в мире с подобным эффектом.
Ну и последнее. У картины срезанные края, так что у двух девушек обрезаны затылки, что публика в то время пыталась расценивать как неумение строить композицию и умещать объекты на картине. Но это оказался психологический прием подсмотренной фотографии. В то время уже появились фотографии, и когда так обрезаны края, то создается впечатление, что фотограф подсмотрел интересный момент и быстро его сфотографировал, не успев выбрать ракурс. Этом художник нам позволяет заглянуть туда, где обычно нельзя зайти - за кулисы. Танцовщицы перед выходом на сцену занимаются своим туалетом, двое поправляют лямочки, третья наклонилась к пуантам, четвертая, ухватившись за декорацию, пытается посмотреть как выглядит ее пачка сзади, что создает эффект скрытой мимолетности.
Напоследок хотела бы показать картины Даге с моющимися женщинами. Их у него огромное кол-во, и все такие страшные.
Еще одна картина, довольно известная, называется "Абсент":
Утро, двое приличных парижанина. Они пара, но они пришли выпить (перед мужчиной похмельный напиток), мужчина смотрит в сторону, женщина ушла мыслями в себя, им не хочется и не интересно общаться между собой, они вместе по привычке, но им надо пить, что заполнить пустоту в жизни.