Найти тему
Любовь Петрова

"Голубые танцовщицы" Эдгар Дега, 1893г, Государственный музей им. Пушкина

"Голубые танцовщицы" Эдгар Дега, 1893г, Государственный музей им. Пушкина
"Голубые танцовщицы" Эдгар Дега, 1893г, Государственный музей им. Пушкина

Самый нетипичный из экспрессионистов художник.

Дега родился в Париже в богатой буржуазной семье, с детства увлекся рисованием, и рисовал, совершенствуя свое мастерство, не продавая картин, то есть рисовать как ему хочется, а не на заказ. В его семью был вхож художник Энгр ("Большая одалиска"), он произвел на молодого Эдгара неизгладимое впечатление и перенял у него страсть к линиям и ясной форме (в той же Одалиске исключительно ради изящной линии спины автор добавил несколько позвонков). Любовь к линиям воспитывал и учитель Эдгара - Ламот, который сам в свою очередь был учеником Энгра. (Ламот, кстати, не выдержал испытания временем и его картины канули в небытие, и счас он известен не более как учитель Дега, хотя в свое время был очень модным и известным художником.)

Своей любовью к линиям и форме Дега внес новое в экспрессионизм. Если классические экспрессионисты хотели запечатлеть на холсте впечатление, то для Дега главное было движение. Он не писал на пленере, не писал пейзажи, ему хотелось писать людей, но не самих людей, а их движение, пластику их тел, показанной с неожиданного ракурса. Сами люди художника совершенно не интересовали, его модели обезличены, они не проявляют своего характера, они только средство для передачи грации и красоты этого самого движения. Сам он называл свой стиль независимым экспрессионизмом и как то раз сказал: “Люди называют меня художником танцующих девушек. Им никогда не приходило в голову, что мой главный интерес к танцорам заключается в передаче движения и создании красивой одежды”.

-2

Дега писал людей, в первую очередь женщин из-за их более выраженной пластичности, различных профессий, так как каждой профессии присущи свои движения, но больше всего он любил балет. Балет того времени в Париже был большим шоу, эффектным представлением, праздником красок и движения. Это в русском балете был акцент на внутреннее состояние танцовщика (всякие там погибающие лебеди с черными плохими коршунами), а в Париже все было направлено на увеселение публики, балерины были обезличенными танцовщицами, в любом случае именитых балерин Деге не писал, он писал учениц и массовку.

Чаще Дега писал не само выступление балета со всем его феерическим шармом, а репетиции и сцены за кулисами. Именно там проявлялось неподдельное живое движение тел танцовщиц с присущей им грации. При этом Даге мало внимания уделял красоте поз, его волновали только чистота линий.

"Танцовщица в зеленом" Эдгар Дега 1901г. Музей Нортона Саймона
"Танцовщица в зеленом" Эдгар Дега 1901г. Музей Нортона Саймона

Не все знают, что за этим стояла ненависть к женщинам. В юности Даге заразился венерическим заболеванием в доме терпимости, и на всю жизнь сохранил свое женоненавистническое настроение. Он не был женат, более того нет ни малейших упоминаний, что у него когда-либо была любовница или связь с натурщицами. Он проповедовал полное отрешение от женщин, называл их самками человечества, крысами. При широко известными связями старых художников с малолетними натурщицами (это Париж, никто не стеснялся распространяться об этом, например Делакруа (Свобода, ведущая народ) восторгался, как приятны пятнадцатилетние натурщицы в постели), Даге воспринимал не как злоупотребление именитых стариков, а как грех юных девушек, крыс общества.

Но как бы то не было, рюшечки и ленточки, воздушные пачки прикрывают ненависть художника и человечество высоко оценило творчество Эдгара Даге, а вершиной его творчества считается картина "!Голубые танцовщицы".

Голубые танцовщицы написаны пастелью, когда художник максимально овладел этой техникой. Пастель (наподобие восковых мелков) позволяет сделать более яркие краски и более приглушенные, и сама по себе выглядит мерцающей. Даге изобрел свой способ усилить мерцание пастели - он ее нагревал и размазывал кистью.Поэтому картина выглядит так ярко и блестяще.

Сочетание холодного голубого с теплым оранжевым создает выгодный колоритный эффект, сравните с другими цветами:

-4

Очень приятный для созерцания движение линий слева на право, создающий некоторый хоровод (особенно для правшей). Композиция выверена идеально, взгляд скользит мягко, сравните с другими картинами, где взгляд стопорится и не знаешь куда смотреть.

Танцовщицы не просто очень элегантны и грациозны, но и красивы, что для картин Дега редкость. Но мой взгляд в данном случае еще плюс, что ног нет, ноги Даге пишет пусть и с его любимыми линиями, но уж больно страшно. Руки у него всегда красивые.

Искусственный свет освещает часть плечей, подчеркивая изящество. Вообще Даге первый художник, который максимально выгодно научился использовать искусственный свет. Его плакат, где одна часть лица освещена, а вторая находится в тени, считается шедевром и первым в мире с подобным эффектом.

Ну и последнее. У картины срезанные края, так что у двух девушек обрезаны затылки, что публика в то время пыталась расценивать как неумение строить композицию и умещать объекты на картине. Но это оказался психологический прием подсмотренной фотографии. В то время уже появились фотографии, и когда так обрезаны края, то создается впечатление, что фотограф подсмотрел интересный момент и быстро его сфотографировал, не успев выбрать ракурс. Этом художник нам позволяет заглянуть туда, где обычно нельзя зайти - за кулисы. Танцовщицы перед выходом на сцену занимаются своим туалетом, двое поправляют лямочки, третья наклонилась к пуантам, четвертая, ухватившись за декорацию, пытается посмотреть как выглядит ее пачка сзади, что создает эффект скрытой мимолетности.

Напоследок хотела бы показать картины Даге с моющимися женщинами. Их у него огромное кол-во, и все такие страшные.

-5

-6

-7

-8

Еще одна картина, довольно известная, называется "Абсент":

"Абсент" Эдгар Дега 1893г, музей Орсе, Париж.
"Абсент" Эдгар Дега 1893г, музей Орсе, Париж.

Утро, двое приличных парижанина. Они пара, но они пришли выпить (перед мужчиной похмельный напиток), мужчина смотрит в сторону, женщина ушла мыслями в себя, им не хочется и не интересно общаться между собой, они вместе по привычке, но им надо пить, что заполнить пустоту в жизни.