Найти тему

100. Мы - "Психологи" начальной школы

(1973 год. Елизарово. ХМАО-Югра)

"Надо больше двигаться, смелее! Хочешь, возьми скакалку или обруч, можем в мяч поиграть!" - так мы старались "расшевелить" нашу новенькую одноклассницу.

Фото: ru.lovepik.com
Фото: ru.lovepik.com

Светлана Л. нам понравилась, только показалась слишком тихой.

В компании подружек, когда мы щебетали наперебой, она обычно молчала. Интересно беседовать у неё получалось только с кем-нибудь один на один.

Фото: ru.dreamstime.com
Фото: ru.dreamstime.com

Вот такой человек. Ладно среди девчонок она стеснялась разговаривать, играть в подвижные игры, но и на уроках ей было сложно отвечать устно. Причём, Светлана могла правильно ответить, но молчала. Мы не знали, что делать в такой ситуации. Может она просто очень долго думает, прежде, чем сказать что-либо. Это не плохо, конечно, но когда слишком долго затягивают с ответом, то это мешает в жизни. Решили, что нам с ней надо больше бегать, прыгать и смеяться! Тогда у неё кровь по организму будет быстро двигаться и она сама тоже будет живее соображать и действовать.

Света Л. часто приходила ко мне домой. Мы всегда находили интересные занятия. Разговаривали, играли на улице в подвижные игры, дома - в шашки.

Художник Ольга Богаевская. Фото: оlga-borisovna-bogaevskaa-09111915
Художник Ольга Богаевская. Фото: оlga-borisovna-bogaevskaa-09111915

Стихи друг другу рассказывали.

Она не стеснялась. Раньше каждый ученик рассказывал заданное наизусть стихотворение на уроке перед всем классом. Было важно, чтобы не просто запомнить стихотворение, а суметь хорошо "выступить" перед публикой. Может и сейчас такой подход сохранился. Только я помню, что уже в другой, городской школе, мы стихи перед классом не читали. Чтобы на это не тратить время на уроке, их "бубнили" на перемене или после уроков около учителя. Иногда просто учитель говорила, чтобы "приняли" друг у друга то, что задано выучить наизусть. Навык выступлений перед аудиторией при ответах в такой форме не вырабатывается. Может быть поэтому стало так много людей, которые боятся "выступать". 

Однажды Света мне призналась, что в классе она стесняется отвечать устно потому, что учительница наша - её мама. Действительно, уроки у нас стала вести новая учительница Нина Андреевна Л. Они всей семьей совсем недавно приехали, она "взяла" наш третий класс. Очень спокойная, уравновешенная, неторопливая учительница. Нам была непривычна её манера вести уроки, обыкновенно, традиционно. Мы же после "вихревой" Полины Борисовны, у которой все было в спортивном темпе, с эмоциями, акцентом на положительное, без траты времени на замечания ученикам. Их и не за что было делать, все были увлечены занятием.

Нина Андреевна была другая, не плохая, просто обычный хороший учитель. Мальчишки поначалу возмущались, зачем она в школу пришла, сидела бы дома у печки... Такой она показалась "домашней, уютной".

Поэтому я очень удивилась, когда её дочь, сказала, что стесняется и даже иногда боится отвечать на уроках в классе. 

"Кого боишься, маму-учительницу или одноклассников?" - уточнила я.

Света сказала, что всех. Мне было не понятно. Мама у неё вроде бы спокойная, не заругет сильно, если что-то не совсем правильно скажешь. Одноклассники у нас тоже не плохие. Если кто-нибудь будет подсмеиваться, поговорим с ним, и все будет нормально. Нечего бояться.

"Сможешь представить, что в классе отвечаешь не своей маме, а просто учительнице?!" - спросила я нашу молчунью. "Попробую" - ответила Света. Мы начали репетировать такую сцену: ученица отвечает учительнице. А не дочка - маме. Чтобы уверенно отвечать надо хорошо знать материал. Стали все повторять.

Готовились-готовились, но первое время Света Л. так и не решалась на устные ответы на уроке. Потом стала говорить, но тихо-тихо.

Я стала приводить ей такой весёлый пример уверенности девочки, которая на два года младше нас, учится в первом классе. Её тоже зовут Света (Ш.) Так вот эта первоклассница прославилась тем, что если забудет слова из заданного наизусть стихотворения, она тут же находу, заменяет их своими словами! Причём в рифму! Смысл, правда, не всегда сохраняется, но зато рассказывает без запинок и громко! 

Так посмеялись, представляя, как это возможно и стали дальше решать свою проблему. Все люди, все дети разные. Что поделаешь.

У каждого свои плюсы и свои минусы. Что-то удаётся преодолеть, а что-то нет. Важно, конечно, не громкие или тихие ответы на уроках, а нормальные человеческие качества.