Найти тему

Защита от темных сил у древних греков

Апотроп или апотропей (от древнегреческого ἀποτρόπαιος – "отвращающий зло") – предметы или изображения, которым приписываются магические свойства отвращать зло и отгонять злых духов.

Стеклянная пронизь с изображением лика Медузы Горгоны, III–IV вв., хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория», ФМ-КП 53/34 АН 60 ГК 15291455
Стеклянная пронизь с изображением лика Медузы Горгоны, III–IV вв., хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория», ФМ-КП 53/34 АН 60 ГК 15291455

В Древней Греции эту функцию выполняло изображение Медузы Горгоны – чудовища с ликом женщины и волосами из змей. Согласно Теогонии Гесиода (стихи 274–281) горгон было три: Сфе­но, Эври­а­ла и Меду­за. Вместе с грайями (богинями, олицетворяющими старость) они были рождены от союза морских божеств Форкия и Кето. Стар­шие сестры-горгоны в отличие от младшей, Медузы, обладали бессмертием.

Самый известный миф об этом монстре повествует о том, как греческий герой Персей с помощью хитрости смог убить Медузу, отрубив ей голову. Из крови, которая текла из шеи горгоны, появились Хрисаор и Пегас – два отпрыска Медузы от Посейдона.

На протяжении всей античной эпохи от архаики до римского периода образ Медузы Горгоны оставался одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Его можно встретить в архитектуре, вазописи, скульптуре и украшениях.

Антефикс (декоративный элемент черепицы) в виде головы Медузы Горгоны, 2-я половина V–IV вв. до н.э.,  хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория», ФМ-КП 12/10 А 1543 ГК 9180373
Антефикс (декоративный элемент черепицы) в виде головы Медузы Горгоны, 2-я половина V–IV вв. до н.э., хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория», ФМ-КП 12/10 А 1543 ГК 9180373

Самая популярная интерпретация, которую приводят ученые, приписывает изображению Медузы апотропические свойства. Это означает, что горгонейон (изображение головы Горгоны) – символ, который используется для предупреждения какой-либо угрозы или опасности, то есть чудовище, выступающее как воплощение зла, отвращает подобное ему зло.

Несмотря на то что смысл изображения Медузы оставался неизменным в древнем мире, его форма со временем переживала разные трансформации. В архаическую и раннеклассическую эпоху Горгона изображалась по-настоящему ужасающе. На различных изображениях она предстает как пугающее крылатое женское существо с лицом, застывшим в ужасающей гримасе с высунутым языком, торчащими острыми зубами и иногда бородой. Со временем иконография Горгоны изменилась. В эллинистическую эпоху Медуза превращается в прекрасную деву со спокойным взглядом, хоть и по-прежнему смертоносным.

Стеклянный перстень с изображением медузы Горгоны, первые века н.э., хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория», ФМ-КП 20 А 1558 ГК 9180356
Стеклянный перстень с изображением медузы Горгоны, первые века н.э., хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория», ФМ-КП 20 А 1558 ГК 9180356

Любопытную интерпретацию образа Медузы приводят, когда лик Горгоны встречается на дне киликов – сосудов для питья вина. В этом случае считается, что он служит для того, чтобы напомнить человеку, который опустошил сосуд, о зловредном эффекте опьяняющего напитка.

Ножка чернофигурного килика с горгонейоном, ок. посл. четверть VI в. до н.э., ФМ-КП 32/27 А 1596 ГК 9180268
Ножка чернофигурного килика с горгонейоном, ок. посл. четверть VI в. до н.э., ФМ-КП 32/27 А 1596 ГК 9180268