Найти тему

Столичный стеб или опера по Богомолову «Летучий голландец» в Перми

Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского
Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского

Билет 10 000 руб, программка за 500, и вы сознательно унижены за свои деньги. Константин Богомолов, известный резонансными художественными высказываниями, поставил провокационный спектакль-оперу Рихарда Вагнера «Летучий голландец» в Перми.

На этот раз летучий голландец, главный герой известной вагнеровской оперы, предстал перед пермской публикой ни много ни мало в образе ангарского маньяка, реально отбывающего пожизненное заключение за убийство 89 женщин. Действие происходит в Соликамской ИК-2 «Белый лебедь», из которой заключенный сбегает. Вагнеровский голландец, ищущий покоя в тихом заводье семейной жизни, сплетен с образом зэка, выбирающим глоток свободы перед смертью, чем пожизненное. Да, есть сходство с мифологическим сюжетом. Но нужно ли такими средствами решать драматическую задачу? «Какое время, такие и герои», - скажете. Не хотелось бы...

Константин Богомолов объясняет выбор героя так:

В опере нет беглых зеков. Есть один герой — беглый. Почему? Потому что одна из главных проблем в опере «Летучий голландец» — это мифологический сюжет в сочетании с психологическим сюжетом. Мотивация главного героя — желание умереть и дарование ему бессмертия. [Его] проклятость. В сюжете с возлюбленной [героя] и ее отцом, молодым человеком его возлюбленной — [был вопрос] как решить его мифологическую мотивацию. Как найти человека, которому желаема смерть, потому что он проклят бессмертием в бытовом сюжете. И нашелся такой странный ход — показать это через идею с персонажем, который приговорен к пожизненному.

-2

Вагнер, колония, новый герой – эзопов язык или мне показалось? Идем дальше.

Действие разворачивается в 90-е. «Идет 93-й тяжелый год», - сообщают нам титры. Географически – на севере Урала, в деревне «Бураново». Буране смотрят НТВ, Санта-Барбару и интересуются психологией, но до сих пор ходят в народной одежде. Богобоязненны и патриархальны, в то же время ленивы и честолюбивы. Мужчины промышляют шкурками, пушниной. Женщины ждут мужей, возвращающихся с заработков из Москвы под «Шинанай-да-опа-шина-шина-най». Собирательный образ провинции и абсурдистские представления Москвы о жизни глубинного народа за ее пределами. Богомолов доводит до крайности водораздел между столицей и регионами. Непонимание друг друга: красные туфли в чемодане артиста вызывают недоумение: «Зачем? Не знаю. Они в Москве все странные».

Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского
Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского

Между тем нет более желанного места во всей стране, чем Москва. Отец готов отдать свою дочь за маньяка, позарившись на мнимое благополучие и жизнь на старом Арбате. «Я принес тебе цветочек аленький и чудовище кровавое». Снова ирония. Москва выступает, как центр мироздания на фоне темноты и русской хтони.

Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского
Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского

Авиакатастрофа с музыкантами московской оперетты – еще один неоднозначный прием, напомнивший зрителям о катастрофе 2008 года в Перми. Зачем он вплетен в ткань выдуманного сюжета и нажимает на болевые точки зрителей, стоит только догадываться.

Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского
Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского

Рефреном проходит мысль, что все «женщины шалавы», сами виноваты. Главный персонаж зэк-голландец предстает «героем» с фотографиями из хроники, цитатами, озвученными со сцены. Транслируется все тот же патриархальный уклад жизни с отсутствием закона о домашнем насилии, где женской теме нет места. А вот психология маньяка, убившего 89 женщин– это да.

Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского
Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского

Бросается в глаза сцена избиения беглеца полицейскими. Настолько яркая и реалистичная, что дрожь по коже.

Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского
Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского

Не без традиционного образа русской женщины, которая коня на скаку остановит, в горящую избу зайдет и горло себе перережет, если нужно. Продвинутая для своей среды Сента – чистая, склонная к самопожертвованию и интересуется психологией. В миг раскусила «мистера Икс», и искусственные строки «устал я греться у чужого огня, но где же сердце, что полюбит меня» не затуманили проницательный взгляд девушки. Она сознательно выбирает глубокие зеленые глаза. И «спасает» своего героя, разрешив сложный драматический сюжет актом самопожертвования и сознательного умерщвления.

Композитор Рихард Вагнер (1813-1883 г.г.)
Композитор Рихард Вагнер (1813-1883 г.г.)

Вагнер, как известно, реформатор оперной музыки, повлиявший на развитие европейской музыкальной культуры. «Летучий голландец» - самая зрелая и знаменитая опера композитора, сделавшая его популярным.

Режиссер К. Богомолов
Режиссер К. Богомолов

К. Богомолов по своему распорядился музыкальным произведением. Сочинил собственное либретто да так, что от оперы не осталось и следа. Классическое произведение сопровождалось ироничными просторечными титрами, информирующими о действии на сцене.

Дирижер Ф. Чижевский
Дирижер Ф. Чижевский

Режиссер не добрался до партитуры, и на этом спасибо. Маэстро Чижевский обратился к первичной версии музыкального материала Вагнера и исполнил сложную партитуру на высоком уровне. Стоит отдать должное и таланту солистов и хора, которые смогли вжиться в постмодернистские Богомоловские образы и исполнить классический материал.

Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского
Фото представлены Пермским театром оперы и балета им. П.И. Чайковского

В обнулении и опрокидывании всего высокого и серьезного Богомолов идет до конца, завершив оперу попсой из 90-х в исполнении Алены Апиной «Летучий голландец». Только что характерные драматические образы трансформируются в участников треш вечеринки и весело резвятся на поклоне.