Вы когда-нибудь обращали внимание, что у большинства электровозов сбоку вместо обычных прямоугольных окон со скругленными углами стоят круглые иллюминаторы? И это довольно странно, ведь у подавляющего большинства магистральных тепловозов боковое остекление имеет прямоугольную форму.
Вообще, сама идея - ставить круглые окна - берёт своё начало от развития авиации и кораблестроения. На воздушных и морских судах круглые окошки называются иллюминаторами. И ставятся они с одной лишь целью - уменьшить концентрацию механических напряжений в месте их крепления.
Строго говоря, круглые иллюминаторы - это недешёвое удовольствие. Попробуйте построить дом с круглыми оконными проёмами, а потом ещё вдобавок заказать установку в них круглых окон. Всё это выйдет в несколько раз дороже, чем строительство дома с прямоугольными окнами.
То же самое и с силовым каркасом вагонной компоновки кузова электровоза: чтобы сварить проёмы для круглых иллюминаторов, нужно затратить гораздо больше производственных мощностей, чем если бы окна были как у тепловозов.
Плюс ко всему и производство самих иллюминаторов из закалённого листового стекла круглой формы сопровождается большим количеством отходов. Так что на первый взгляд всё это круглое боковое остекление кажется нецелесообразным.
Вместе с тем среди советских электровозов самой распространённой серии "ВЛ" есть и исключения.
Так например известны случае, когда на разных заводах по всему Союзу ставили разные боковые окна. В том числе и классические прямоугольные со скругленными углами. Причём сами окна были разные. И объясняется это тем, что порой приходилось ставить то, что было в наличие.
Однако если мы посмотрим на не такие уж и старые электровозы, сделанные в России, то всё равно там установлены круглые иллюминаторы.
Так вот, как удалось выяснить, круглая форма иллюминаторов не имеет ничего общего с уменьшением концентраций механических напряжений. Потому что кузов электровозов не несущий, он просто стоит на раме.
А вот что действительно имеет значение, так это уменьшение концентраций электрических напряжений.
Многие знают, что электрический ток, который принимается от контактного провода, проходит через силовое электрооборудование электровоза и затем через колёсные пары уходит по рельсам обратно на тяговую подстанцию.
И чтобы при растекании обратного тягового тока по стальному кузову электровоза уменьшить концентрацию электрических напряжений, его стараются делать без лишних углов. И поэтому оконные проёмы, а значит и сами окна, тоже стараются делать круглыми.
Разумеется, для тепловозов всё это некритично, поскольку их кузова не участвуют в протекании обратного тока. И поэтому на подавляющем большинстве тепловозов обычные окна.
Что же касается современных электровозов, то их боковые стороны кузовов вообще стараются делать безо всякого остекления. Потому что так проще и дешевле. А солнечный свет можно легко заменить нормальным искусственным освещением.