Найти тему
kiki

Эволюция погребального обряда в зороастризме

Оглавление
Фаравахар, символ зороастризма
Фаравахар, символ зороастризма

1. Общая информация о религии

Прежде, чем изучать и анализировать традиции похоронных обрядов в какой-либо религии, нужно иметь хотя бы общее представление о том, где распространена эта религия, кто её основал и прочее.

Зороастризм считается древнейшей монотеической религией, по крайней мере, из известных на данный момент.

Основал зороастризм Заратустра (также распр. Заратуштра, Зороастр и др.) примерно в VII-VI веке до н.э.

-2

Заратустра, сын Поурушаспы, из рода Спитама, известен прежде всего по своим Гатам (от авест. - "песнопения") - 17 гимнам, которые он сочинил. При нем религия носила в основном устный характер, только при династии Ахеменидов появились первые письменные памятники зороастризма.

Зороастр упоминает о себе в Гатах как о заотаре, то есть полностью правомочном священнослужителе. Он — единственный основатель религии, который был одновременно и священнослужителем, и пророком. В Младшей Авесте он именуется общим словом для священнослужителя—атаурван. Себя он также называет мантран - “сочинителем мантр” (мантра— вдохновенное экстатическое изречение, заклинание).

Согласно зороастрийским преданиям, Зороастр достиг тридцати лет, возраста зрелой мудрости, когда он, наконец, получил откровение. Это великое событие упоминается в одной из Гат (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении Задспрам (Задспрам 20—21).

Там рассказывается, как однажды Зороастр, участвуя в сборище по случаю весеннего празднества, отправился на рассвете к реке за водой для приготовления хаомы. Он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвратился на берег (в этот момент он сам пребывал в состоянии ритуальной чистоты), перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. На берегу он узрел сияющее существо, которое открылось ему как Воху-Мана, то есть “Благой помысел”. Оно привело Зороастра к Ахура-Мазде и пяти другим, излучающим свет персонам, в присутствии которых пророк “не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения”. Тогда же от этих семи божеств Заратустра и получил свое откровение.

Ахура-Мазда
Ахура-Мазда

Так впервые Зороастр увидел Ахура-Мазду воочию. Потом еще не раз он чувствовал его присутствие или же слышал слова Ахура-Мазды, призывающие пророка на служение, слова, которым Заратуштра с готовностью повиновался.

“Для этого я стал принадлежать тебе с самого начала” (Ясна 44, 11); “Пока у меня есть силы и возможности, я буду учить людей стремиться к истине-аша” (Ясна 28, 4).

Заратуштра поклонялся Ахура-Мазде как владыке аша (порядка, праведности и справедливости). Это было в соответствии с традицией, поскольку Мазда с древности почитался как величайший из трех ахур, хранителей аша. Однако Зороастр пошел дальше и, резко порывая с принятыми верованиями, провозгласил Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая и всех других добрых и благих божеств.

распространение основных религий (христианство, буддизм, зороастризм, индуизм) в 600 году н.э.
распространение основных религий (христианство, буддизм, зороастризм, индуизм) в 600 году н.э.
распространённость зороастризма в наше время
распространённость зороастризма в наше время

В наше время общины зороастрийцев сохранились в Иране, Индии; также, благодаря эмиграции, подобные сообщества образовались в США и Западной Европе. В РФ и СНГ действует сообщество традиционных зороастрийцев и Зороастрийская община Санкт-Петербурга. Примерное количество приверженцев зороастризма в мире равняется 200 тысячам, около 60 тыс. которых находятся в Индии.

По объявлению Юнеско в 2003 году праздновалось 3000-летие зороастрийской культуры.

2. Какой погребальный обряд был в древности и средние века?

Так как несколько веков зороастризм существовал лишь в устной форме, нельзя сказать точно, как хоронили в самом начале. Однако, когда уже стали делать записи, появилось и, к счастью, дошло до наших времен большое количество различных религиозных текстов. Например, "Арда-Вираз Намаг" (книга о праведном Виразе) - пехлевийское сочинение IX или X века. В нём повествуется о том, как после Заратустры учение его процветало на протяжении 300 лет, после чего пришёл Александр Македонский, убил правителя Ирана, многих высших жрецов, а также сжёг зороастрийские сочинения. Тогда началось время анархии и неверия (установилось Парфянское государство, буддизм значительно потеснил зороастризм). Поэтому оставшиеся правоверные зороастрийцы собрались и решили отправить наиболее праведного из них в духовное царство для того, чтобы он получил и принёс ответы на волнующие их вопросы. В этой книге есть детальное описание Ада и Рая, которое и составляет практически всё содержание.

Есть целая группа текстов, посвящённых различным религиозным традициям и обрядам.

Наиболее важным источником для последующей истории являются "Персидские Риваяты". Они представляют собой переписку между иранскими и парсийскими зороастрийскими жрецами, касающаяся вопросов ритуалов и обрядовой практики. "Риваяты" отображают не только парсийскую традицию и иранскую ортодоксальность, но и проливают свет на спорные моменты, вызывающие дискуссии.

Башня молчания XIII века, найденная в Иране
Башня молчания XIII века, найденная в Иране

В зороастризме неприемлемы похороны в земле, так как она священна, и уж тем более в огне, так как его считают олицетворением Бога. Поэтому тело умершего предварительно вымачивали и оставляли на несколько дней: таким образом избавлялись от злых духов в теле (смерть — это временная победа зла, поэтому нужно как можно быстрее от него избавиться, чтобы зло не распространилось вокруг). Затем умершего приносили в специальную «башню молчания» — дахму, где оставляли его на съедение стервятникам и собакам.

В переписке жрецов были отображены не все аспекты ритуального обряда были хорошо отмечены, но выделю самые важные из них :

  • Трупоположение.

"Риваят" Камдина Шапура говорит о том, что ноги трупа должны быть скрещены. Иранские зороастрийцы объясняют это тем, что путешествие умершего необычно, а также, что соблюдение этого постулата уменьшает пространство, которое оскверняет труп.

Рисунок башни молчания
Рисунок башни молчания

  • Ритуал омовения и очищения

Один из "Риваятов" запрещает омовения умершего водой, для этой цели используют мочу быка.

В "Персидский Риваятах" детально описываются церемонии очищения от контакта с мертвыми (в основном этот "оглядывание собакой" и омовение мочой)

Также там есть информация и о погребальных сооружениях. В писаниях обосновывается необходимость помещения умерших в специальные места, а очищенных костей в костехранилище, подробно описывается конструкция дахмы, рассказывается о материалах, используемых для её постройки, и церемонии Tana (закладка фундамента дахмы).

В случае смерти ребёнка, не достигшего 7-летнего возраста, "Риваяты" предписывают обязательное проведение особых церемоний (Srōš и Čāhārōm).

Согласно Видевдату (фарагард 12) :

авторы : Хисматулин А.А. и Крюкова В.Ю.
авторы : Хисматулин А.А. и Крюкова В.Ю.

Данные взяты из этой книги
Данные взяты из этой книги

Ради добропорядочных траур нужно носить 30 дней, ради грешников - шестьдесят (умирает мать - траур за неё несёт дочь, за отца - сын, за дочь - мать, за сына - отец, за сестру - брат, за брата - сестра) . Чтобы очиститься нужно трижды вымыть тело, трижды выстирать одежды, трижды послушать гаты.

В средние века зороастрийцы подвергались гонениям со стороны буддизма, ислама и других религий. Поэтому в этом периоде появилось различие между дахмами иранцев и парсов. У одних дахмы полностью закрытые, без окон и дверей, чтобы их не могли разграбить, а другие - открытые.

3. Погребение в современном мире

Многие парсы в XX веке начали жаловаться на огромное влияние христианства на зороастризм, на европеизацию парсизма в целом. Даже некоторые переводы Авесты носят явный европейский оттенок. Итогом явились международные конгрессы зороастрийцев в 1960 году в Иране и в Бомбее в 1964 и 1978 годах. Сейчас подобные встречи происходят раз в несколько лет в различных странах.

Обычно там обсуждаются обрядовые традиции. В Тегеране, например, реформисты добились того, что как современный способ захоронения приняли погребение. Но также сохраняют традицию защиты стихии земли - тела хоронят в гробах в зацементированной яме. Некоторые реформисты выступают за ещё одно нововведение - кремацию, что обижает традиционалистов. Однако вот как утверждает причину принятия такого решения Мэри Бойс: "тегеранские реформисты под нажимом шаха выразили готовность отменить древний обычай выставления трупов как не соответствующий современному образу жизни".

слева вдалеке кладбище - арамга
слева вдалеке кладбище - арамга
-11

Также одной из причин отхода от древних традиций стало массовое исчезновение птиц-падальщиков на территории Индии, поэтому для приверженцев около одной из дахм установили специальные рефлекторы, которые ускоряют разложение с помощью солнца.

5. Заключение

Сегодня зороастризм можно назвать вымирающей религией, несмотря на то, что последователи ее живут в разных странах и сообщаются между собой, пытаясь создать сильную группировку.

Зороастрийцы всё еще подвергаются различным гонениям со стороны более распространённых религий, а также в законах их права несколько ущемлены.

Но парсы всё ещё стараются модернизировать обряды религий, идти в ногу со временем, не отказываясь от основ религии.