Бытуют стереотипы сознания: чтение во время болезни или иных стрессовых для человека ситуаций должно быть преимущественно "легким". Этот "миф" неоднократно превращался в "риф" на протяжении многих веков, вдобавок, еще и нанося вред читателю. Об этом неоднократно предупреждали выдающиеся ученые древности. А вот мнение замечательного русского ученого М.В.Ломоносова. Его работу “Краткое руководство к красноречию” по праву можно назвать методологическим ориентиром для специалистов по библиотерапии. “Печали следует утешение, в котором представляются следствия, печаль утоляющие. И больные, и знатнейшие, и сильнейшие такую печаль часто претерпевают”.- отмечает М.В.Ломоносов. И отнюдь не "легкое чтиво" помогает человеку в таких ситуациях в таких ситуациях. «Средствием» для больных, знатнейших и сильнейших, «печаль претерпевающих», а также «сродственникам убиенных на войне солдатов», по мнению М.В.Ломоносова, полезно «для утешения чтение из 14 слова Цицеронова против Антония». Коротко и ясно дан ответ на вопрос. А именно: что приносит реальную пользу.
Другой знаменитый русский ученый, психолог и философ Н.Я.Грот в 1875 году опубликовал свою первую психологическую работу «О сновидениях как предмете научного анализа», опередив в этом знаменитого З.Фрейда. И в этой работе, и в последующих затем ряде монографий им были заложены основы психологии деятельности и эволюционная теория умственных процессов. Он также создал психологию чувствований на основе деятельностного подхода. Его работы содержат истоки амеологических идей. Например, Н.Я.Грот проанализировал движение по ступеням развития умственных процессов в зависимости от «психических оборотов», обусловленных или преобладающим действием среды на организм или действий организма на среду. Н.Я.Грот детально рассматривал проблему влияния различных видов искусства на сознание и подсознание человека, процесс создания образов, пробуждающих активность различных психических процессов. Согласно данным его исследований, поэзия, например, в соотношении с воздействием музыки или живописи стоит ступенькой выше как главная сила изображения типических сторон жизни и сознания, вращаясь в сфере конкретных понятий. Его работы, к сожалению, были незаслуженно забыты и мало известны современным исследователям. Именно движение развития вверх важно для продуктивного чтения в стрессовых ситуациях. Аксиомой можно назвать утверждение. Чтение, особенно в ситуации психоэмоционального напряжения, вызванного как негативными общественными изменениями, последующей переоценкой ценностей, особенно при манипулятивной раскачке общественного сознания, является зеркалом внутренних конфликтов личности и общества. Но, одновременно, чтение служит мощным средством преодоления стресса. Но, чтение серьезной литературы. Это первая составляющая. Еще более значимо умение читать, работать с различной, в том числе, и негативной информацией, фейками. Это вторая составляющая библиотерапевтического чтения. Подумайте, кто из вас владеет "послойным " анализом художественной литературы, концептографическим, фактографическим, тезаурусным анализом? Поговорим об этом в следующих статьях. �>v
�=b