Почему учителя из других регионов приезжают работать в татарстанские села? Чем дети из республики отличаются от остальных? И для чего каждому учителю нужен помощник? Об этом — в интервью преподавателя Inkazan.
Профессия учителя — это большая физическая и эмоциональная нагрузка. Помочь справиться с поставленными задачами способна настоящая любовь к своему делу. Это доказывает опыт Ирины Кульпановой — учительницы математики джалильской гимназии Сармановского района Татарстана.
На восьмой год преподавания в городе она решила поменять свою жизнь и переехала в татарстанское село из Самарской области с помощью федеральной программы «Земский учитель». О новой ступени в своей карьере учительница рассказала Inkazan.
— Почему вы решили стать учителем математики?
Помню, что в детском саду мне хотелось быть учителем, а уже в школе ко мне пришло осознание, каким именно. Мне всегда нравилась математика: решать задачки, уравнения. Правда, после школы у меня пал выбор идти либо на учителя физики, либо математики. Я решила все же выбрать второе, и довольна этим.
В самарском университете училась заочно, и уже на третьем курсе меня взяли на работу в школу, из которой я сама выпустилась. Сначала мне работа показалась сложной, потому что выпадало очень много часов, ведь всегда не хватает педагогов. Еще было тяжеловато из-за того, что я продолжала учиться.
В этой школе я отработала семь лет.
— Каково это — стать коллегой своим преподавателям?
Когда я пришла работать, многие учителя, которые вели у меня уроки, действительно стали моими коллегами. Я всегда училась хорошо, и учителя отзывались обо мне положительно. Может быть, поэтому мне было проще вступить в профессию. На самом деле, я как будто и не уходила со школы. С годами я к этому привыкла.
— Как профессиональный путь занес вас в глубинку Татарстана?
Отработав семь лет в своей школе, я ушла в декрет. Перед выходом из декрета я услышала про программу «Земский учитель» и решила поменять свою жизнь. Зарегистрировалась в этой программе, просматривала банк вакансий, читала отзывы в соцсетях о том, куда лучше податься.
На самом деле, именно учителя математики много, где требуются. В соцсетях больше всего положительно отзывались о Татарстане, якобы здесь хорошо принимают и помогают. О других областях не очень лестно отзывались.
Я подала заявку. В мае 2022 года состоялся видеозвонок, где я отвечала на вопросы. Уже через несколько дней мне пришло сообщение о том, что я прошла и меня берут учителем в джалильскую гимназию. Если честно, я не ожидала.
Сегодня в селах Татарстана работают 11 тысяч преподавателей. Серьезный дефицит у республиканских глубинок есть с учителями математики и русского языка, химии и физики. В 2022 году министр образования и науки региона Ильсур Хадиуллин заявил, что директора многих районных школ игнорируют этот вопрос.
Он уверен, что для закрепления молодых специалистов в школах нужны не только материальные вознаграждения, но и проработанная система наставничества. В это же время в Казани для решения проблемы продвигают целевое обучение — по нему в столице Татарстана учатся 195 студентов.
— Легко ли у вас сложился переезд в новый регион?
У меня двое детей, муж, и я еще маму за собой в Татарстан потянула. Она уволилась с работы, хотя занимала далеко не последнюю должность в администрации города, чтобы помогать мне здесь с детьми, так как муж по вахтам ездит. За такой небольшой промежуток времени могу сказать, что здесь нам нравится.
Знаете, у меня сложилось такое впечатление — может быть, из-за директора школы или коллектива, что я знала всех этих людей, но просто жила далеко. Очень поддерживают и помогают во всем. Я даже успела поучаствовать в конкурсе «Учитель года», хотя никогда не решалась на него пойти.
Коллеги поверили в меня, я даже стала призером муниципального этапа. Многое зависит от коллектива и руководства.
— Чувствуется ли разница между атмосферой в сельской школе и городской?
Я работала в городе Октябрьск в Самарской области. Несмотря на то, что он небольшой, его все же считают городом: протяженность и численность населения больше, чем в Джалиле.
Первое, на что я обратила внимание в татарстанской гимназии, — дети более воспитаны. Может быть, за счет того, что все друг друга знают. Не знаю, как в других школах этого поселка, но я чувствую, что здесь статус учителя выше, чем в Самарской области. Очень мало детей, которые «переходят рамки».
— Какая обстановка должна царить в учебном заведении — семейная или, наоборот, официальная?
Я, наверное, больше склоняюсь к семейной обстановке в школе. Конечно, от официального никак не уйти, разграничения все же должны быть. Семейная обстановка подразумевает, что дети спокойно могут подойти к учителям, что-то спросить. Я также с удовольствием хожу на работу, потому что знаю, что в любой ситуации меня поддержат.
— Вы ведете уроки у 9 и 11 классов. Много ли выпускников собираются покидать село? Чувствуется ли масштаб этого оттока?
Да, ребята выбирают большие города. Мне кажется, что это связано с тем, что там больше учебных заведений. К тому же в больших городах больше бюджетных мест. Когда я работала в Самарской области, для учебы в основном все выбирали Самару.
Позже дети начинали выбирать Москву, Санкт-Петербург, то есть уезжать намного дальше от своего города. С поступлением и бюджетными местами там не было серьезных проблем.
Из моих выпускников кто-то собирается в Казань, кто-то — в Альметьевск. По рассказам детей знаю, что их братья и сестры туда поступили, а позже остались там жить. В гимназии для выпускников презентуются различные учреждения, рассказывают про направления. Например, недавно к нам приезжал ленингорский политех.
За последние 20 лет татарстанские села покинули свыше 100 тысяч человек. При этом перебрались в большие города люди трудоспособного населения от 18 до 58 лет. Власти признают проблему серьезной «головной болью» республики.
В 2023 году глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что удержать молодежь в родных поселениях можно, создав достойные рабочие места и социально-культурную сферу. Именно этим он и поручил заняться муниципалитетам.
— Дефицит учителей в Татарстане — еще одна из местных проблем. Как вы считаете, какие меры необходимо предпринять, чтобы молодежь шла работать в школы?
Как ни крути, сейчас всех интересует заработная плата. К тому же дети видят, как учителя погружаются в отчеты. Знаете, еще в каждом классе есть дети, которые хулиганят, и ученики постарше говорят: «Ни за что не пойду работать в школу учителем». Но, к слову, чаще всего те дети, которые говорили, что не пойдут работать учителем, ими и становятся.
Программа «Земский учитель» помогает решить эту проблему, потому что участники все же есть. Когда я подавала заявку, нас было свыше 40 человек только на республику, а прошли лишь 10. Возможно, нужны подобные меры поддержки преподавателей.
С начала 2023 года власти Татарстана с целью стимулирования молодых педагогов к работе в школах повысили надбавку к заработной плате в два раза. Вместо 1 111 рублей учителя до 35 лет стали дополнительно получать 2 510 рублей.
Однако радостных тенденций в республиканской образовательной сфере все равно остается мало: в татарстанских селах 66% школьных учителей старше 45 лет, а средний возраст руководителей учебных заведений — 51 год.
Если выпускники педагогических факультетов продолжат игнорировать работу по специальности, через несколько лет показатель нехватки педагогов станет ужасающим.
— Какие задачи в роли учителя вы для себя ставите?
Есть умные дети, которые не верят в себя, чего-то боятся и стесняются. На своих уроках я ставлю задачу научить детей не бояться сделать ошибку. Я в основном делаю акценты на правильность выполнения задания, стараюсь отмечать любой успех ученика.
Очень часто бывает так, что ребенок молчит не потому, что не знает, а потому, что боится ошибиться. Потом в жизни такие детям будет тяжело, потому что они не будут осуществлять свои мечты из-за страха ошибки.
— Что самое сложное в работе учителя для вас?
Самое сложное для меня — это заполнение различных отчетов, вся бумажная волокита. Мне всегда кажется, что у каждого учителя должен быть помощник, который бы занимался составлением отчетов по работе. Тогда больше времени уходило бы на пробелы в знаниях детей.
— А что вам нравится больше всего?
Когда я прихожу в школу и общаюсь с детьми, настроение поднимается — они как лучики. Больше всего мне нравятся уроки: для меня проще провести много уроков, чем заполнить одну какую-то бумажку. Мне кажется я и выбрала профессию учителя, потому что мне нравится учить детей.
Я получаю кайф от того, что информацию, которую я даю детям, они воспринимают. Ты видишь результат своей работы — это, наверное, больше всего мне нравится.
— Какую главную мысль должен вынести каждый ученик, выпускаясь из школы?
Важно, чтобы дети помнили, что нужно оставаться честными. Не стоит бояться добиваться своих целей, но исключая вариант «идти по головам».