С 1979 по 1989 год ограниченный контингент Советских войск принимал участие в военном конфликте в Афганистане. Военную службу там прошли более 620 тысяч наших соотечественников. По официальным данным, погибли за это время больше 15 тысяч…
Фильм «На пути к мосту Дружбы» стал личным обращением тех, кто прошел Афганскую войну, к нынешнему поколению, призывом сохранить правду о самоотверженном подвиге советских граждан. В основе фильма – судьбы военнослужащих и гражданских специалистов, служивших в Афгане.
Режиссёр Максим Шамриков поделился с нами подробностями о съёмках фильма.
- Максим, это ваш дебютный полнометражный документальный фильм. Почему вы выбрали тему Афганской войны?
- Однажды я беседовал со своим другом продюсером Ириной Гинзбург об Афганской войне. Слушая ее, я понимал, что мало знаю про те события. Мне стало интересно, и я начал много читать по этой теме. На тот момент Ирина работала с «Боевым Братством» — всероссийской общественной организацией ветеранов. В её составе много ветеранов-«афганцев». Именно «Боевое Братство» стало инициатором создания этого фильма. Увидев мою заинтересованность, мне предложили работу над проектом, и я хочу выразить огромную благодарность за оказанное доверие! Я написал сценарий, и совместно с Боевым Братством мы приступили к съемкам. Рад, что именно этот фильм стал дебютным. Я глубоко погрузился в тему и хотел раскрыть ее наиболее полно.
- В вашем фильме 14 героев. Как вы их нашли, как договорились об участии?
- Тут заслуга всех - и продюсера, и Боевого Братства, и моя. Найти героев - труда не составило. Гораздо сложнее было от кого-то отказываться - ветеранов Афганистана, кто хотел сниматься, оказалось много. У каждого своя уникальная история. Я отбирал участников скрепя сердце. А кого-то пришлось и уговаривать… Мы провели много времени на телефоне, состыковывая наши возможности. Все герои великодушные - замечательные, но отдельно (да простят меня остальные) хочу поблагодарить участников из Узбекистана за то, как они нас приняли и помогли в организации съемок на месте.
- Как вам удалось попасть в Афганистан?
- Мы были на приграничной территории Афганистана. Недолго - из соображений безопасности. Чтобы попасть в страну - шесть часов провели в ожидании согласования пограничной службы Узбекистана. Это был последний съемочный день, и вечером нас ждал самолет, что добавляло беспокойства. В какой-то момент вся команда приуныла и хотела вернуться в гостиницу, но я настоял - другого шанса не будет – ждём до последнего! Как говорится: дорогу осилит идущий! Мы дождались, и нас в сопровождении погранвойск впустили на Афганскую территорию.
- Что было самым трудным в работе над фильмом?
- В целом, всё на удивление шло хорошо. Единственное - было трудно сдерживать эмоции… Один из членов съемочной группы настолько растрогался историей ветерана, что не мог некоторое время работать… А в условия процесса не всегда есть возможность отодвинуть съемки… Для меня - трудным был период монтажа! Мы привезли очень много материала, и я расстраивался, когда приходилось чем-то жертвовать… Муки выбора…
- Что вам запомнилось? Были яркие моменты?
- Не могу выделить что-то одно… Все запомнилось! И герои, и ситуации на съемках… Например, был забавный момент на мосту Дружбы. Мост - граница между Узбекистаном и Афганистаном - особо охраняемая зона. Закончив основную съемку на локации, мы уже собирались в гостиницу, когда оператор-постановщик Кирилл Михалёв захотел сделать пару кадров с опоры моста. Военные пожали плечами и разрешили - только аккуратно! И тут я понял, что не могу потерять возможность прикоснуться к истории - подняться и посмотреть «немного сверху». Под видом страховки и контроля над оператором я тоже поднялся на опору. Потом все смеялись - ведь у нас в команде абсолютное доверие и профессионализм. В целом - всё в нашей работе над этой картиной было ярким!
- Есть истории, которые не вошли в фильм?
- У каждого героя много воспоминаний, действительно важных, которые не попали в картину. Можно открыть расшифровку любого интервью и утонуть в прочтении. Например – одна из историй участника фильма - Александра Давыдова:
«…С наступлением рассвета уже другая задача ставилась - подняться куда-то через еще одно небольшое ущелье, и наверх. Там такое местечко было, Аул Хисорак. Мы поднялись, а там валуны. С нами был солдатик молоденький, Ахмедов. Он зашел за валун и все — исчез, и сразу на нас пошла атака. Мы назад, через это ущелье. Вернулись… потеряли одного. На следующий день надо было забирать его либо из плена, либо тело искать – мы не знали, но понимали, что там «духов» (душманов – Прим. авт.) видимо-невидимо, и они ждут нас. Мы поднялись до первых валунов. К счастью, Ахмедова не убили, но пытали. У него было несколько колотых ран, была стрелковая, но мы его схватили, положили на плащ-палатку и - ходу, ноги оттуда… Своих не бросаем… А когда бежали назад, попали под обстрел капитальный, плотный. Шурику Степанову в спину попали. Хорошо, был в бронежилете. Я встал за дерево. Пули свистят, тут козы бегают - подпрыгивают от выстрелов. Я про себя говорю: «Господи, пронеси! Господи, пронеси!». Только стихла эта стрельба, я сразу метнулся в проем между двумя валунами. Ну, все! - дальше закрытая зона, скрытая от обстрела. Вот так. Почти каждый день был с приключениями. Каждый день рисковали, да…».
- Почему вы не затронули тему военнопленных и пропавших без вести в Афганистане?
- Не хватило времени в фильме… Мы не включили в картину фрагмент интервью с Валерием Александровичем Востротиным, председателем Межведомственной комиссии по делам военнопленных, интернированных и пропавших без вести Минобороны России. Да и не только этот вопрос остался нетронутым - сотрудничество с афганскими военными и разведкой, история Кандагара и другие. Я обсуждал со своей командой необходимость делать второй фильм, чтобы раскрыть эти темы и рассказать еще многие истории…
- Какая основная идея вашей картины?
- За время съемок я провел много времени с воинами-«афганцами»… Они не должны быть забыты! Не должна быть забыта та война! И выводы, которые были сделаны после той войны! Я хочу, чтобы благодаря нашему фильму больше людей узнали об Афганских событиях и ветеранах.
- Этот фильм изменил что-то в вас?
-Да, я стал больше ценить свою семью! Ценить свою команду!
- Над чем вы сейчас работаете?
- Сейчас работаю над новой лентой о жизненном выборе людей - про веганов.
Ещё пишу сценарий игрового фильма про операцию в Панджшерском ущелье Афганистана. Меня вдохновила история одного из героев моего фильма.
- Вы упомянули, что планируете продолжение фильма «На пути к мосту Дружбы»…
- Да, я обязательно вернусь к этой теме. Второй документальный фильм даст нам возможность перейти, так сказать, от общего к частному: конкретнее разобрать некоторые моменты той войны, рассказать о пленных, о пропавших без вести и не только…
Как сказал один из наших героев: «Нам нельзя потерять память… Потеряем память - не будет будущего!»
Максим Шамриков - с 2008 работал телевизионным оператором. В 2017 стал режиссёром рекламы, корпоративных фильмов, прямых трансляций. В 2021 приступил к работе над документальной картиной «На пути к мосту Дружбы», за создание которой стал одним из номинантов на соискание Российской Премии в области неигрового кино «Золотая Свеча» в категории «Лучший полнометражный фильм».
Беседу вела Ирина Иванова
Фото и кадры из фильма предоставлены Максимом Шамриковым
Фильм можно посмотреть по ссылке.
Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями, проходящих в киноклубе «Русский путь» по адресу: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А.Солженицына.
Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.
Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.
#премия_золотая_свеча #русский_путь #дом_русского_зарубежья #кино #документальное_кино