Злость, гнев и бешенство
⠀
Злость возникает там, где имеет место реальное нарушение реальных личных границ. Злость - это всегда про межличностные отношения. Даже когда мы злимся на "весь белый свет", то, по сути, злимся на некую божественную фигуру, которая допустила подобное положение вещей (отдельная тема - инфантильная злость).
⠀
А ещё мы часто злимся сами на себя - за то, что вынуждены делать то, что делать не хочется. Или напротив - не можем сделать то, что сделать хочется. Называется это "злостью на обстоятельства", но легко убедиться, что эти же обстоятельства не вызовут в нас никакого раздражения, если оказывается возможным им просто не следовать.
⠀
Злость - важнейшая реакция тела, позволяющая нам осознать (и, при необходимости, указать другим), где проходят границы возможностей.
⠀
Гнев же возникает там, где нарушаются уже не личные, а общественные границы. Человек в данном случае выступает как защитник тех норм, на которых общество и строится. И тогда гнев может быть праведным. Но может стать и одним из величайших грехов, если "напрасный". И грань тонка.
⠀
Но хуже всего бешенство, когда другие люди уже не злят, а бесят.
⠀
Вообще, как это характерно для русского языка, само слово даёт нам половину ответа о том, что это за явление, не указывая при этом ни на что хорошее. Человек либо подпадает под влияние беса, либо, что ещё хуже, сам приобретает качества беса… Но почему, и что это означает фактически? И чем бешенство отличается от тех же злости или гнева?
⠀
Вообще бесами в религии называются, как правило, бестелесные существа, бывшие когда-то ангелами, но низвергнутые за свою гордыню и примкнувшие к служению Сатане "клеветнику".
⠀
И вот "клевета" - это самое важное. Бесы нашёптывают человеку о том, что его обманывают, обделяют, дают слишком мало, а требуют слишком много; о том, что он достоин гораздо большего, чем имеет.
⠀
А дальше включается вполне естественная реакция по защите личных границ. Вот только границы эти в воображении человека проходят уже совсем не там, где находятся фактически - бесы убеждают в гораздо большей личной территории. Ну и, конечно, тут же обнаруживается множество "подлецов" вероломно на эту территорию проникнувших. Они не там сидят, не то едят, не так говорят… Не выполняют те требования, которые мы установили на своей территории. А значит должны быть либо изгнаны, либо перевоспитаны.
⠀
Вот только беда в том, что они и не подозревают, что это "наша" территория. "Нашей" она нам только кажется. Но бес внешне неотличим от ангела, и речи его очень приятны уху, очень похожи на констатацию высшей справедливости. Искусительные речи…
⠀
Да часто и бесов никаких не требуется, мы сами себя легко вводим в искушение, и сами же и бесимся. Бесимся, ожидая от людей определённого поведения и реакций. Бесимся, решая за человека его планы и намерения. Бесимся, считая, что лучше знаем и больше понимаем. Бесимся, потому что перестаём замечать рядом с собой отдельных полноправных игроков, видя лишь "непослушные фигуры" своей личной партии.
⠀
Артём Михайлович Сорокин,
Наставник «Академии Виталия Сундакова»