Найти тему
Igor Novikov

Кому вернут Киево-Печерскую Лавру

Украинская Православная Церковь обратилась в суд с ходатайством о возвращении Киево-Печерской Лавры в собственность религиозной общины УПЦ. Об этом 7 апреля сообщило Агентство Интерфакс со ссылкой на слова адвоката обители протоиерея Никиты Чекмана, опубликованные в украинских СМИ. Речь идёт о возврате верующим культовых зданий и сооружений Лавры.

Ходатайство основано на законе Украины "О свободе совести и религиозных организациях" (ч.2 ст.17). Возвращение церковного имущества из государственной собственности в собственность религиозных общин обосновано драматическими событиями советской истории. На Украине это возвращение до сих пор не завершено и даже поставлено на контроль Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Когда-то именно религиозные общины возводили и обустраивали здания своих храмов и обителей, наполняли их всяким имуществом. Киево-Печерскую Лавру основали монахи во времена древней Руси (тогда никакой Украины ещё не знали). Затем на протяжении веков эту обитель создавали многие поколения церковных служителей и верующих мирян - они и составляли земную Церковь, а их наследниками являются современные религиозные общины канонической православной Церкви.

За эти века в Киеве побывали разные правители. Сменялись государства, власти иногда помогали Лавре, иногда мешали. В начале 20-го века, после революции 1917 года, новая власть просто отняла, конфисковала у Церкви её имущество, в том числе и Лавру. Отнятое объявили общенародной собственностью, но фактически забрали в распоряжение государственной власти, в собственность государства. Лавру превратили в музей, многие другие церковные объекты приспособили под разные нужды или уничтожили.

Потом кое-что из отнятого вернули Церкви, а после ухода советского государства задумались о восстановлении полной справедливости. Но Лавра так и осталась в собственности государства (теперь уже Украины), а справедливость восстановили условно - не вернув Лавру Церкви, разрешили Церкви вернуться в Лавру и находиться там на правах арендатора.

Но и в украинском государстве власть меняется, и новая власть решает по-новому. В марте 2023 года власти потребовали от УПЦ покинуть Киево-Печерскую лавру. Формально сослались на некие нарушения договора аренды, а в чём состоят эти нарушения - не сказали и доказательств не представили.

Государство в одностороннем порядке расторгло договор аренды и приступило к изгнанию Церкви из Киево-Печерской Лавры. Одновременно начинаются подобные действия в отношении другой древней святыни - Почаевской Лавры - там такая же ситуация: музей в государственной собственности и присутствие Церкви на условиях аренды.

Впрочем, у нового украинского государства появилась своя собственная церковь - ПЦУ, созданная искусственно, ради политических целей, вопреки церковным традициям. Отбираемые у канонической Церкви объекты власть передаёт этой своей новосозданной церкви.

Передают и Киево-Печерскую Лавру: - насельникам Лавры разрешают там остаться, если они перейдут из канонической УПЦ в новую ПЦУ. Это не просто смена арендаторов, это подмена Церкви на Украине. Действующая украинская власть и её кураторы пытаются заменить традиционную каноническую Церковь своим искусственным новоделом.

Новодел никогда не станет настоящей Церковью и не имеет никакого отношения к христианской вере - это уже видно по их делам: по бесцеремонным захватам православных храмов, по обращению с монахами, священнослужителями и верующими. Весьма показательны повадки сторонников новой структуры - захватчиков, радикалов, язычников. Они несут свою веру, которая внешне выглядит как "политическое украинство", а внутренне служит иным духовным силам.

Трудно теперь православной общине отстоять Киево-Печерскую Лавру и сохранить там своё присутствие. Ещё труднее представить, какие перспективы будут в украинском суде у ходатайства о возврате Лавры в собственность законных наследников. Сложившиеся обстоятельства слишком тяжелы, и земной украинский суд тут едва ли поможет. Но смысл в таком ходатайстве всё-таки есть.

Это контратака, сбивающая натиск властей. Это отказ Церкви от прежнего соглашательства (которое никак ей не помогло) и постановка фундаментального вопроса о восстановлении исторической справедливости - возврате отнятого имущества законному владельцу. Этот встречный иск о взыскании долга может поменять местами истца и ответчика. И, несмотря на обстоятельства, противники Церкви всё же уязвимы.

Не случайно захватчики и майданщики скрывают свои лица под масками и балаклавами, стараются не оставлять документальных свидетельств о своём личном участии в радикальных действиях. Не случайно многие украинские чиновники уклоняются от личной ответственности за принятие неправосудных решений. Захват Лавры маскируют под работу комиссии Минкульта по описи имущества (которой поручено после описи закрывать и опечатывать помещения). Силовики Лавру не штурмуют.

Тут не просто боязнь огорчить "международную общественность", которая готова всё им позволить и всё стерпеть. Сами украинцы в глубине своего сознания предчувствуют, что в их нестабильной стране власть может опять смениться, а тогда возможно и отвечать придётся. Убегут не все, да и законы других стран не поощряют подобных действий. Но не исключено, что многие на Украине пока ещё и веру до конца не утратили, и Высшего Суда опасаются.

На Благовещение, 7 апреля 2023 года, Украинская Православная Церковь совершила службы в восьми переполненных храмах Киево-Печерской Лавры
На Благовещение, 7 апреля 2023 года, Украинская Православная Церковь совершила службы в восьми переполненных храмах Киево-Печерской Лавры