Найти тему

Писатель не продавец. Продвижение, когнитивные искажения

Тот случай, когда ты профессионал и классно пишешь, а тебе говорят, что если ты не умеешь рассказать о своей книге так, чтобы продать ее, то ты лох.

Стелла Фракта «Невероятный шпионский детектив» на ярмарке NonFiction Весна 2023
Стелла Фракта «Невероятный шпионский детектив» на ярмарке NonFiction Весна 2023

Два дня на выставке NonFiction Весна 2023 — и вроде все хорошо, все прекрасно, и рабочий уик-энд на публике должен был стать очередным подтверждением, что я все делаю правильно — но у меня бессонница, и синдром самозванца вылез откуда-то опять.

(Примечание: на самом деле было не все хорошо и прекрасно — см. Книга за 3 недели. Цена успеха, цена ошибки).

Я хороший писатель, у меня знания и опыт, у меня вИдение… Я и умная, и красивая, как в анекдоте, где мартышка не может разорваться. И говорить я умею, даже словами через рот — я, как-никак, ведьма с голосом… Но когда на ярмарке просили рассказать о книге, я забывала все слова.

С продвижением аналогичная ситуация. Реклама, промо-видео, работа с блогерами и прочие способы раскрутки — ну ваще не мое, не понимаю, не люблю, приходится и делаю, но не по потому что хочу, а потому что надо (причем из-под пинка — огрызаясь тем, что это все навязанное требование соответвовать чьим-то ожиданиям). Мы отсняли о «Невероятном шпионском детективе» на ярмарке за два дня столько материала (фотоотчет и видео), что публиковать неделями — а инфоповод ограничен по времени. Чую, где-то подвох… А вы?

Ответ Александры Undead всем тем, кто что-то попутал
Ответ Александры Undead всем тем, кто что-то попутал

Сказали, надо — потому что, якобы, никому книжки нафиг не нужны, пока их в глотки запихивать не начнешь современными маркетинговыми трюками. Надо, чтоб ярко, броско, клиповое мышление, продать за три секунды, чтоб угадать мелодию за две ноты.

Если ты писатель, и ты пишешь книги, твоя способность продвигать себя никак не отражает твой уровень писательства. Ну никак. Нам навязывают идею о том, что мы должны иметь численные подтверждения собственного мастерства, и мы ощущаем себя всегда «не достаточно что-то там», потому что сравниваем свои цифры с цифрами другого, а другой наверняка показывает привлекательную сторону писательского ремесла, не делится неудачами — потому что его так же убедили бежать за успешным успехом и работать на привлекательную страничку в соцсетях.

На ярмарке я общалась с другими авторами — у которых тоже, как у меня, все весело и неловко. И они, в отличие от меня, сами не делали ни верстки, ни обложки, ни буктрейлеры, ни озвучки, ни прочие мультимедийные шарики-фонарики — потому что в отличие от меня они не «строители заводов в одно рыло», а писатели… Пусть и корректировали и редактировали сами. Ну и накорректировали и наредактировали так, что были опечатки — такие, что все весело и неловко. Про опечатки кстати есть жизнеутверждающая статья.

Я подозреваю, что мое стремление уметь в этой жизни все на свете, чтобы делать самостоятельно и ни от кого не зависеть, когда-то было спровоцировано осуждением, что я чего-то в этой жизни не умею — или делаю не достаточно хорошо.

Вы можете не уметь продавать и даже говорить — и при этом создавать потрясающие истории, описывать миры текстами, а ваши суперские книги могут годами лежать «в столе», в никому не показанных текстовых документах, черновиках, где угодно, или даже быть опубликованными где-то, но не получать той самой известности, из-за которой экранизируют ваши романы и повести.

Я думала, я проснусь знаменитой на следующий день после того, как опубликуюсь в интернетах. Ага. Самый смех в том, что тексты растащили по каким-то левым сайтам самиздатов и агрегаторов электронных книг, и они оказались везде — но такую ли я известность хотела?

Действительно, вас не читают, потому что о вас не знают, а знали бы, то читали бы.

Действительно, для того, чтобы вас узнали, вы должны быть на каждом баннере, в каждом блоге каждого книжного блогера, на каждой рекламе соцсетей, в рекомендациях, и на каждом полиэтиленовом пакете, листовке, брошенной в почтовый ящик, ваше имя должно быть написано краской на асфальте баллончиком.

У меня есть любимый пример про туалетного утенка. Я иду по улице, на остановке на плакате — реклама туалетного утенка; на автомобиле на дороге, проезжающем мимо — наклейка с рекламой туалетного утенка; соседки — бабнадя и бабкатя — рассказали мне про туалетного утенка; и, наконец, я увидела утенка на прилавке — когда я шла за молоком.

Куплю я его? Только если он мне нужен и если я его увижу на полке не в первый раз — а хотя бы во второй.

Должна ли я показывать каждому встречному свои книжки и рассказывать о них одно и то же? Да. Должна ли я замолчать, перестать, расстроиться и забиться по диван, когда мне скажут, что я достала своими книжками, только про них и говорю? Нет, конечно.

Должна ли я думать, что я плохой писатель, раз не могу про свои книги вкусно рассказать — в рекламе, блоге, случайному человеку? Нет, конечно.

Когнитивные искажения — дорога прямиком в ваш персональный ад самосаботажа и самоненависти. Вам мало тех, кто обесценивает вас?

С момента нарушения цифровой тишины (конец 2021) и начала публикаций книг официально (осень 2022), я много всего сделала; я успешна по меркам тех, кто только что вышел в люди и посмел заявить о себе. У меня 11 изданных книг на двух языках (на момент марта 2024) и столько же полноценных крупных и сложных произведений, которые нельзя издать по определенным причинам — и я постоянно пишу новые (я уже не говорю о подкасте, озвучках, музыке и прочем творчестве), не успеваю обновлять статьи с описаниями.

Про мои книги и изнанку книжного бизнеса, издателей, читателей и писателей есть отдельный выпуск в подкасте «Есть что сказать с Александрой Undead».

Я не публикую и не продвигаю — потому что меня просто не хватает на все; что-то для меня настолько важно, что я боюсь за это браться — и храню в сундуках; что-то я публикую, но не продвигаю, потому что не знаю, как…

Я писатель. Писатель пишет. Читатели читают. Между писателем и читаталем — много чаек и посредников, которые сводят книги писателя с читателями — и если вам, писателю, еще невдомек, что продвижение — это немножко не из вашей сферы деятельности, — послушайте старую мудрую женщину.

Терпение, рациональное мышление… Котлеты и мухи — раздельно.

Цените себя, котятки!

Формула, здравый смысл, непротиворечивая картина. Невероятно! Шпион Ричард и «Невероятный шпионский детектив»
Формула, здравый смысл, непротиворечивая картина. Невероятно! Шпион Ричард и «Невероятный шпионский детектив»

P.S.: На ярмарке non/fictioN Весна 2023 были проданы все экземпляры «Невероятного шпионского детектива», которые привезли на стенд. Счастливые обладатели книги с ярмарки — мои герои.

Аудиоверсия статьи есть в подкасте «Голос писателя»: