Детский художник, который перемешал вымысел и реальность, открыв дверь в сказочную страну. Он оживил мечту, подарив ей крылья... Выпустил сказку в жизнь, вдохнув душу в своих героев: Буратино, Элли, Страшила, Железный Дровосек, Петрушка, три Толстяка... Да и сам он похож на сказочного волшебника - высокий, седобородый, с добрыми удивительными глазами, в которых расплескалось чудо, самое настоящее волшебство и удивительнейшая любовь в жизни.
Леонид Викторович Владимирский - советский и российский график, иллюстратор, писатель, а также заслуженный деятель искусств РСФСР. Это необыкновенный художник, которой оживлял сказочных героев и считал себя самым счастливым человеком на свете!
Будущий сказочник родился в Москве 21 сентября 1920 года. Мама его была врачом, а отец конторским служащим. Первые 11 лет мальчик жил с родителями на небольшой и уютной улочке Палихе, недалеко от Марьиной рощи. Дом был деревянный и двухэтажный, а совсем рядом огромный двор, засаженный кленами. Каждую осень кленовые листья устилали землю ковром, что можно было бродить и бродить, увязая по щиколотку. А зимой был глубокий снег и можно было с приятелями открывать "Северный полюс", катать снеговиков и строить снежные крепости.
Затем семья переехала на Арбат и Леонид стал учиться в одной школе с детьми поэтов С. Есенина, Демьяна Бедного и ученого Отто Шмидта. Еще будучи школьником мальчик увлекается рисованием и поэзией.
По своей работе отец занимался перепиской с зарубежными странами, а марки с конвертов приносил домой сыну. Экзотические заграничные марки - они сыграли большую роль в судьбе мальчика. Он очень долго их рассматривал, интересовался странами, городами, достопримечательностями, расширяя свой горизонт и конечно же рисовал. Марки стали окошком в большой и интересный мир и хотелось совершенно чего-то необыкновенного, удивительного, чудесного, не похожего на обыденность и повседневность. Мечты окрыляли и уносили далеко за бескрайний горизонт к светлому будущему...
И Леонид стал задумываться, а куда же ему поступать - в литературный или художественный. Но отец быстро вернул сына в реальность, сказав, что ни одно, ни другое не надежно, нужно иметь твердую почву под ногами и профессию, а все остальное лишь увлечение, но не более того.
Юноша поступает в Московский инженерно-строительный институт, но проучится в нем только три года, начнется война.
Как комсомолец-доброволец Владимирский пошел на курсы военно-инженерной академии, а затем на фронт. Службу проходил в инженерных войсках, строил и восстанавливал мосты и дороги для советских воинских частей. В 1945 году демобилизовался и серьезно задумался, чем же заниматься дальше. Конечно, можно было восстановиться в институте и получить диплом, но захотелось сменить профессию.
Леонид возвращается к своим детским мечтам, когда хотел непременно стать художником. Когда мы понимаем чего хотим и определяемся со своими желаниями, то сама Вселенная выходит нам на встречу и вот в этот самый момент позвольте ей направить вас в нужную сторону, подсказать путь. И только тогда раскрывается невероятно прекрасное и удивительное полотно уникальной и совершенно неповторимой судьбы - наше предназначение. Просто смотрите широко раскрытыми глазами и обязательно слушайте свое сердце, через которое будет говорить сама Судьба.
Представился судьбоносный случай: вместе с приятелем просто зашел в институт кинематографии, а прием документов на художественный факультет еще не окончился. И 25-летний Леонид Владимирский сдал успешно экзамены и был принят на отделение мультипликации. Учиться было сложно, художественной подготовки у него не было. Приходилось еще и подрабатывать, чтобы прокормить семью и маленькую дочурку. Но никакие сложности не помешали окончить институт с отличием.
А в душе он так и остался мальчишкой-авантюристом. Леониду было скучно писать обычный диплом на бумаге, тогда он придумал свою работу по "Руслану и Людмиле" Пушкина отснять на пленку и показать как слайды. Это творчество было замечено и оценено даже профессионалами. Владимирского приглашают работать художественным редактором на студию "Диафильм", где в течении трех полных лет было создано 10 удивительных и сказочных лент, для которых будет отрисовано 400 прекрасных иллюстраций.
Из воспоминаний Леонида Владимирского: "Людмила из сказки нравилась всем, вот я и решил, что и моя Людмила тоже должна всем нравиться. Вначале я рисовал девушек на улице, после чего показывал рисунки своим приятелям. Если хоть одному не нравилось — браковал. Так нарисовал девятнадцать Людмил… Потом я понял — нужно нарисовать такой образ, который понравился бы Александру Сергеевичу. Подумал — сделал. Поставил перед собой портрет Натальи Николаевны — и начал рисовать. Так и возникла грустная русская княжна"
А в 1953 году на той же студии Леонид Владимирский придумал и отрисовал Буратино и всю его веселую компанию. Получился Диафильм "Приключения Буратино". Хочется уточнить одну небольшую деталь, что работая на студии, Леонид узнает, что Алексей Толстой написал покадровый план своего произведения. Однако работа не была реализована. Владимирский в архивах Литинститута находит этот текст и начинает с ним работать.
Несколько позднее Леонид Викторович понимает, что может сделать иллюстрации и к книге, которая по сути и стала дебютом первых советских комиксов. И если вы внимательно почитаете А. Толстого, то заметите, что головной убор деревянного человечка был белого цвета. Но Владимирский и здесь решил проявить свое новаторское творчество и дорисовал красные полоски! Вот поэтому колпачок Буратино стал "официально" полосатым. Мы настолько к этому привыкли, что даже и не обращаем внимание на повествование автора.
Несколько позже сказочный художник признается, что Буратино он рисовал со своей маленькой дочки, надев на нее картонный длинный нос и бумажный колпачок. Вот поэтому наш привычный Буратино такой симпатяга! Несмотря на то, что вырезан из дерева старым шарманщиком. А в любой сказке есть место чуду, в ней даже дерево может обретать человеческие черты.
У папы Карло также есть свой реальный прототип. Им стал дедушка художника, которого даже узнавали на улицах Москвы. Книга имела просто потрясающий успех, поэтому художник решил на ней не останавливаться. Владимирский целиком уходит в иллюстрирование произведений для детей. Он делает иллюстрации для "Трех толстяков" Олеши, рисует "Голубую стрелу" Джанни Родари, "Приключение Петрушки" М. Фадеева и А. Смирнова.
А дальше еще интереснее - знакомство с Александром Волковым! Книга "Волшебник Изумрудного города" выходила в конце 30-х годов с черно-белыми иллюстрациями Николая Радлова. Встретив такое издание Владимирский начинает разыскивать А. Волкова для того, чтобы вместе переработать книгу. На тот момент автору уже 65 лет, живет он спокойно в соседним доме с художником.
Свое знакомство с Волковым Леонид Викторович вспоминал так: "По чудесному стечению обстоятельств он оказался моим соседом. Я жил в Малом Гнездниковском переулке, а он рядом — в Большом. Побежал к нему. Вижу — симпатичный такой старикан. Волков мне тоже обрадовался. Сели в такси, поехали в новое издательство «Советская Россия». Нас приняли на ура!"
В 1959 году книга "Волшебник Изумрудного города" вышла в печать с иллюстрациями Л. Владимирского. Это издание не возможно было купить в книжных магазинах, за ней выстраивались очереди в библиотеках, юные читатели передавали "из рук в руки". А кроме этого редакцию заваливали письмами, каждый хотел узнать, что же было дальше! И тогда художник Владимирский приходит к Волкову и говорит: "Просят! значит надо писать!" Так появилось продолжение...и конечно же то, о чем не возможно не рассказать))))
Из воспоминаний художника: "Когда начали работать с Волковым, я часто с ним советовался, предлагал разные варианты решения... Колдунья Арахна должна быть большого роста, злой, малограмотной. Но фантазия моя "молчит". Езжу в метро - ищу злую, несимпатичную тетку. Что-то выглядел. Сделал рисунки, показываю Волкову - нет, говорит, не то. Дни провожу на вокзале. Помечаю в блокноте штрихи, лица. Волков снова не принимает: "Понимаешь, у тебя Баба-яга получилась. А надо Арахну найти..." Возвращаюсь без настроения домой, встречаю на лестнице соседку с помойным ведром. Что-то в ней колдовское, неприятное цепляет меня. Делаю рисунок. Волков в восторге: "То, что надо!.." Выходит книжка. Приятели в один голос мне и говорят: "Берегись! Узнает себя соседка - не сдобровать". Что делать, рассказал о книге соседке, вручил ей экземпляр: "Майя Алексеевна, посмотрите иллюстрации". А та, поздравив меня с успехом, говорит: "Как удивительно похожа ваша героиня на соседку из 6-й квартиры. Такая же противная и злая". Я успокоился. И понял, что не надо бояться никакой натуры".
А еще, в первоначальном варианте книги было 12-ть подземных королей, но Владимирский предложил сократить до 7-ми - по количеству цветов радуги. Волков конечно поворчал немного, но рукопись изменил.
И самым любимым героем этой сказочной повести художника был кто? Конечно Страшила - самый умный, добрый и невероятно симпатичный персонаж. К нему Владимирский относился очень трепетно и нежно, полюбив его всей своей творческой душой.
Художник любит каждого своего героя, но совершенно по-разному: как друга, как ребенка...считая, что в него просто необходимо влюбиться, тогда и образ станет ярким и выразительным. Он словно вдыхает в них жизнь, дает им часть своей души, проживает, чувствует, проходит с ними через любые сказочные события, справедливо считая, что "кто может нести доброту, тот может быть детским художником или писателем".
Принцип его работы был таким - "в детских книжках не должно быть страшных, противных рисунков", детские книги должны приносить радость и счастье. Владимирскому всегда были интересны люди, он умел с ними прекрасно дружить, общаться, ища новые идеи, образы, словно стараясь понять характер, заглянуть в душу. Интересно то, что автор в книге прописывает героев и их нужно лишь представить, а Владимирский отталкивался от действительности, связывая жизнь со сказкой.
Сказки были всем в его жизни, в них художник творил, раскрывался, словно входил в этот чудесный и загадочный мир. В такие моменты, как он сам говорил, "возраст моей души где-то около девяти лет". И как же важно не повзрослеть самому в сказке, а сохранить этот озорной огонек творчества на всю жизнь.
Он никогда и ни на кого не ориентировался, а работал так, как хотела его душа, словно они были союзниками и лучшими друзьями. Владимирский считал, что "настоящая музыка, поэзия - это общение с Богом. Душа поет или болит, а человек творит". Искренне считал, что художнику нужно иметь талант, а не способности, а также свое собственное видение сказочного мира...
Вторая супруга Леонида Владимирского - Светлана Алексеевна Ковальская, художница-живописец, была моложе его на 27 лет. Так получилось, что к моменту своей встречи, они оба овдовели, пройдя через боль утрат и потерь. Однако, в своем втором браке прожили очень счастливо 30 лет. Леонид Викторович часто говорил, что им дарована любовь и понимание. На вопрос: "Как живете?", он всегда отвечал: "Стараемся". И во множественном числе. Именно жене он посвятим много своих стихов, называя ее своей Музой, своей Берегиней.
Моей жене Светлане
Не плачь, моя хорошая, ты не горюй, усталая,
Такая лишь дороже мне, родней и ближе стала ты
Не нужно в зеркале искать следы твоей тревоги —
Седые пряди у виска, на лбу морщинки строгие
Ты потерпи, уйдет беда, мы с ней сумеем справиться
Я здесь. Я рядом. Навсегда. И ты – моя красавица.
К концу 90-х годов зрение художника стало совсем портиться, он отходит от иллюстрации и начинает писать. В литературу пришел новый автор! Две повести о Буратино: "Буратино ищет клад" и "Буратино в Изумрудном городе". Вернулся к сочинению стихов, планировал издать с ними книгу, но 18 апреля 2015 года навсегда ушел в свою удивительную и чудесную сказочную страну, оставив нам свои иллюстрации...
И очень хочется оставить пожелание Леонида Викторовича Владимирского молодым, начинающим художникам: "Увлекаться своим делом, работать больше, чувствовать, на что ты способен, выкладываться и самому верить, что ты – талант. Я и себе так говорил. Потому что если не веришь в свои способности, то ничего не получится. Нужно верить, что ты будешь самым лучшим, самым способным, самым успешным. И к этому стремиться. И тогда, может быть, что-нибудь и получится".
А мне хочется добавить, что обязательно получится, всенепременно!!! Сильно поверить и все будет хорошо, даже замечательно!!! Оставить все мысли, сомнения, недоверия, недовольства, прислушаться к своему сердцу и открыть свою дверь, шагнув навстречу сказке, своей мечте, расправив белоснежные крылья...без расчета, без расклада, без ожидания, но с надеждой на чудо, с доверием, с восхищением, надеждой и громадной верой, широко распахнув глаза и почувствовав себя ребенком с доверчивой и нежной душой, которая принимает чудеса без ограничений и преград...
Всегда с вами - Летящая стрекоза))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))