Найти в Дзене
Московский летописец

Как опознать, что перед нами картина художника – передвижника …

«Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни за́мков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!» (Николай Некрасов) «Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом» (Константин Паустовский) Напомню, что Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передвижники) — это объединение русских художников, которое возникло в последней трети XIX века и просуществовало до 1923 года. История Товарищества началась в 1863 году, когда выпускники Академии художеств отказались писать полотна на тему, которую выбрали преподаватели. Это было задание — конкурс на большую золотую медаль. Его победителей за государственный счет отправляли на шесть лет в Италию — изучать искусство и старинные памятники культуры. Тему — одну для всех, античную или библейск
Оглавление

«Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни за́мков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!»

(Николай Некрасов)

Иван Шишкин. Рожь. 1878.  Государственная Третьяковская галерея.                                «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство» (И. И. Шишкин. Надпись на эскизе к картине).
Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея. «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство» (И. И. Шишкин. Надпись на эскизе к картине).

«Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом»

(Константин Паустовский)

Напомню, что Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передвижники) — это объединение русских художников, которое возникло в последней трети XIX века и просуществовало до 1923 года.

История Товарищества началась в 1863 году, когда выпускники Академии художеств отказались писать полотна на тему, которую выбрали преподаватели. Это было задание — конкурс на большую золотую медаль. Его победителей за государственный счет отправляли на шесть лет в Италию — изучать искусство и старинные памятники культуры. Тему — одну для всех, античную или библейскую, — объявлял Совет академии.

Ефим Волков. Туманное утро. 1896 год. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»
Ефим Волков. Туманное утро. 1896 год. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»

Однако конкурсанты подали прошение о том, чтобы самим выбрать тему.

Когда прошение в Совете проигнорировали, 14 студентов отказались сдавать экзамен и покинули академию, не окончив её. Это событие вошло в русскую историю искусства как «бунт четырнадцати».

Предводителем художественного «восстания» считался Иван Крамской. Он предложил создать артель независимых художников — своеобразную коммуну, предтечу будущего знаменитого объединения...

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год).          Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, П. А. Ивачёв (заведующий передвижной выставкой), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, П. А. Ивачёв (заведующий передвижной выставкой), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/

Давайте попробуем разобраться, какие признаки того, что картина написана русским художником-передвижником?

«Бедные люди»

Частые герои передвижнической живописи — люди, живущие трудно и безрадостно, вынужденные заниматься тяжелым трудом. Это бурлаки (не только у Репина, но ещё у многих), шахтёры, ремонтные рабочие. Те, кто не имеет крыши над головой: погорельцы, нищие и странники, переселенцы, старики, кочующие с квартиры на квартиру. Просто крестьяне, чьи лохмотья живописуются с акцентированной реалистичностью…

(7 картин листать)

Униженные и оскорблённые

Более крупный план представления «бедных людей». Ситуация конкретного несчастья или обиды. Жертвами становятся самые уязвимые: дети (особенно у Перова), старики, женщины — невесты, выдаваемые замуж за нелюбимых, или угнетаемые гувернантки и горничные. Все они кротко принимают удары судьбы. Этот мотив терпеливого страдания особенно преобладает в живописи 1860–1870-х годов...

(6 картин листать)

Среда обитания: кабак, ночлежный дом, неправедный суд

Герои картин толпятся перед зданием мирового суда, у острога, кабака или ночлежного дома. Городская натура у передвижников практически не бывает собственно городской. В ней не просто нет никаких урбанистических примет, но и отобрана она путем своего рода отрицательной селекции. Только та, которая враждебна персонажам или пагубна для них.

Уникальный случай — картина Перова «Последний кабак у заставы», где, вопреки обычной в подобных сюжетах повествовательности, трактовка темы предвосхищает будущий экспрессионизм: сани, лошади, фигура женщины, ждущей мужа, теряются в живописном сумраке, прорываемом лишь зловещим желтым светом окон питейного заведения…

(8 картин листать)

Лица власти: сатира, обличение

У жертв, вызывающих сострадание, есть обидчики. Они обладают отчетливыми социальными физиономиями. Достаётся помещикам, торгующим людьми, купцам и чиновникам, измывающимся над безответным собратом.

Но больше всего сатирических и обличительных красок выпадает на долю представителей духовенства — от гротескного протодьякона на купеческих именинах до пьяного попа на крестном ходе. В картинах 1860-х годов столкновение положительных и отрицательных героев часто происходит назидательно-наглядно.

Позднее такие лобовые трактовки постепенно исчезнут и интонации картин станут сложнее…

(5 картин листать)

Бунтари

В 1870–1880-е, реагируя на всё более накаляющуюся ситуацию — «хождение в народ», цареубийство, народовольческие процессы, — передвижническое искусство находит новых персонажей — бунтарей. «Беглый» Савицкого, «Узник», «Осужденный» и «Оправданная» Владимира Маковского, революционный цикл Репина, «Заключённый», «Всюду жизнь» Ярошенко и так далее. Явно сочувствуя своим героям, художники всё же в основном избегают крупных планов и слишком пристальных ракурсов. Сочувствие сопряжено с опаской...

(11 картин листать)

Портреты-типы

Это портреты конкретных людей, но художнику важны не имена, а социальная принадлежность. Герои передвижников — крестьяне, курсистки и студенты, чуть позже рабочие. Цветовое и композиционное решение почти всегда будет аскетическим. Аскетичность заметна и в портретах людей «своего круга» — представителей разночинной интеллигенции...

(7 картин листать)

«Лучшие люди России»

В кругу передвижников заказной портрет как таковой не пользовался популярностью. Но был единственный заказчик - Павел Михайлович Третьяков. Он кроме основной галереи открыл ещё и отдельную, портретную. В ней он желал иметь портреты «лучших людей России». Лучшие люди — это, во-первых, писатели, «властители дум», но также художники и другие представители прогрессивной общественности. Погрудные (реже поколенные) портреты на нейтральном фоне, почти монохромные. Во многих так или иначе варьировались оттенки нравственного вопрошания: «Так ли живём?» Отрицание красочности у портретистов 1860–1870-х годов (позже это будет уже не так) — своего рода идеологическое решение: отечественный социальный мир «во зле лежит» — значит, цвета не заслуживает...

(5 картин листать)

«Хоровые картины»: народ как множество

Термин «хоровая картина» употребляется по отношению к большим полотнам, представляющим некое людское множество.

У передвижников они обретают популярность примерно с середины 1870-х годов. Картинами, где в качестве коллективного героя присутствует «весь народ», могут быть сцены труда или проводов в армию, ярмарки и церковные праздники. В последних цветность палитры вновь обретает права. Это мотивировано апелляцией к национальному как положительному. Тема русской красоты и русской стихии ярко проявится позднее, в творчестве, например, Андрея Рябушкина или Филиппа Малявина.

Кроме того, молебны и крестные шествия занимали значительное место в народной жизни. Здесь следование правде отчасти могло вступать в конфликт с антиклерикальными настроениями некоторых художников, обращавшихся к этой теме…

(5 картин листать)

Пейзажи: хмурые дни, бесконечные равнины, переходные состояния природы

До передвижников русский пейзаж редко бывал вполне русским. В нём преобладали чужие, чаще всего итальянские, мотивы и романтический набор красот. Были лунные ночи, закаты и рассветы, морские шторма и прочее.

А в 1870-е годы, когда художники этой генерации впервые заинтересовались пейзажем, в фокусе оказалось отечественное как нарочито бедное. Размытые дождем дороги, неосвоенный простор, серое небо. Особняком здесь стоит Иван Шишкин с его любовью к изобильным хвойным лесам и ландшафтному богатырству.

Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1895. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1895. Государственная Третьяковская галерея

Преобладающее время года — совсем ранняя, ещё почти зимняя весна или пасмурная осень — плохая погода. Преобладающая композиция — горизонтальный разворот поля, болота или чахлого перелеска.

В 1880-е годы у Саврасова, Левитана, Поленова, их учеников видовой и «метеорологический» ассортимент пейзажей расширится...

(6 картин листать)

Люди в пейзаже: охотники

Человеком природы в романтической живописи чаще всего бывал рыбак — «созерцатель». А вот передвижники предпочитали изображать охотника — «деятеля». С собаками и без собак, поджидающего вальдшнепа на тяге или отдыхающего на привале. Охотничьи рассказы проходили по разряду досуга, ничем не выделялись в общем потоке бытового жанра того времени ...

(3 картины листать)

Все иллюстрации для публикации взяты из свободного доступа в сети Интернет.

Взгляните на тематические подборки канала. Может быть, найдёте что-то новенькое или неожиданное для себя ?..

Обратите внимание на следующие подборки:

Из истории русской и мировой культуры
О литературе и литераторах
Мой любимый Михаил Булгаков

Посмотреть все тематические подборки, полистать другие публикации и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке https://dzen.ru/id/5fea6a1ac0060a2f292e44f9).

Московский летописец

Источники:

1. Николай Троицкий. Культура: Искусство // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

2. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках / Я. Д. Минченков. — 4-е изд. — Л. : Художник РСФСР, 1963.

3. Н. А. Езерская. «Передвижники и национальные художественные школы народов России». (эл. версия)

4. Материалы с сайта arzamas.academy

5. Материалы с сайта culture.ru