«Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни за́мков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!»
(Николай Некрасов)
«Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом»
(Константин Паустовский)
Напомню, что Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передвижники) — это объединение русских художников, которое возникло в последней трети XIX века и просуществовало до 1923 года.
История Товарищества началась в 1863 году, когда выпускники Академии художеств отказались писать полотна на тему, которую выбрали преподаватели. Это было задание — конкурс на большую золотую медаль. Его победителей за государственный счет отправляли на шесть лет в Италию — изучать искусство и старинные памятники культуры. Тему — одну для всех, античную или библейскую, — объявлял Совет академии.
Однако конкурсанты подали прошение о том, чтобы самим выбрать тему.
Когда прошение в Совете проигнорировали, 14 студентов отказались сдавать экзамен и покинули академию, не окончив её. Это событие вошло в русскую историю искусства как «бунт четырнадцати».
Предводителем художественного «восстания» считался Иван Крамской. Он предложил создать артель независимых художников — своеобразную коммуну, предтечу будущего знаменитого объединения...
Давайте попробуем разобраться, какие признаки того, что картина написана русским художником-передвижником?
«Бедные люди»
Частые герои передвижнической живописи — люди, живущие трудно и безрадостно, вынужденные заниматься тяжелым трудом. Это бурлаки (не только у Репина, но ещё у многих), шахтёры, ремонтные рабочие. Те, кто не имеет крыши над головой: погорельцы, нищие и странники, переселенцы, старики, кочующие с квартиры на квартиру. Просто крестьяне, чьи лохмотья живописуются с акцентированной реалистичностью…
(7 картин листать)
Униженные и оскорблённые
Более крупный план представления «бедных людей». Ситуация конкретного несчастья или обиды. Жертвами становятся самые уязвимые: дети (особенно у Перова), старики, женщины — невесты, выдаваемые замуж за нелюбимых, или угнетаемые гувернантки и горничные. Все они кротко принимают удары судьбы. Этот мотив терпеливого страдания особенно преобладает в живописи 1860–1870-х годов...
(6 картин листать)
Среда обитания: кабак, ночлежный дом, неправедный суд
Герои картин толпятся перед зданием мирового суда, у острога, кабака или ночлежного дома. Городская натура у передвижников практически не бывает собственно городской. В ней не просто нет никаких урбанистических примет, но и отобрана она путем своего рода отрицательной селекции. Только та, которая враждебна персонажам или пагубна для них.
Уникальный случай — картина Перова «Последний кабак у заставы», где, вопреки обычной в подобных сюжетах повествовательности, трактовка темы предвосхищает будущий экспрессионизм: сани, лошади, фигура женщины, ждущей мужа, теряются в живописном сумраке, прорываемом лишь зловещим желтым светом окон питейного заведения…
(8 картин листать)
Лица власти: сатира, обличение
У жертв, вызывающих сострадание, есть обидчики. Они обладают отчетливыми социальными физиономиями. Достаётся помещикам, торгующим людьми, купцам и чиновникам, измывающимся над безответным собратом.
Но больше всего сатирических и обличительных красок выпадает на долю представителей духовенства — от гротескного протодьякона на купеческих именинах до пьяного попа на крестном ходе. В картинах 1860-х годов столкновение положительных и отрицательных героев часто происходит назидательно-наглядно.
Позднее такие лобовые трактовки постепенно исчезнут и интонации картин станут сложнее…
(5 картин листать)
Бунтари
В 1870–1880-е, реагируя на всё более накаляющуюся ситуацию — «хождение в народ», цареубийство, народовольческие процессы, — передвижническое искусство находит новых персонажей — бунтарей. «Беглый» Савицкого, «Узник», «Осужденный» и «Оправданная» Владимира Маковского, революционный цикл Репина, «Заключённый», «Всюду жизнь» Ярошенко и так далее. Явно сочувствуя своим героям, художники всё же в основном избегают крупных планов и слишком пристальных ракурсов. Сочувствие сопряжено с опаской...
(11 картин листать)
Портреты-типы
Это портреты конкретных людей, но художнику важны не имена, а социальная принадлежность. Герои передвижников — крестьяне, курсистки и студенты, чуть позже рабочие. Цветовое и композиционное решение почти всегда будет аскетическим. Аскетичность заметна и в портретах людей «своего круга» — представителей разночинной интеллигенции...
(7 картин листать)
«Лучшие люди России»
В кругу передвижников заказной портрет как таковой не пользовался популярностью. Но был единственный заказчик - Павел Михайлович Третьяков. Он кроме основной галереи открыл ещё и отдельную, портретную. В ней он желал иметь портреты «лучших людей России». Лучшие люди — это, во-первых, писатели, «властители дум», но также художники и другие представители прогрессивной общественности. Погрудные (реже поколенные) портреты на нейтральном фоне, почти монохромные. Во многих так или иначе варьировались оттенки нравственного вопрошания: «Так ли живём?» Отрицание красочности у портретистов 1860–1870-х годов (позже это будет уже не так) — своего рода идеологическое решение: отечественный социальный мир «во зле лежит» — значит, цвета не заслуживает...
(5 картин листать)
«Хоровые картины»: народ как множество
Термин «хоровая картина» употребляется по отношению к большим полотнам, представляющим некое людское множество.
У передвижников они обретают популярность примерно с середины 1870-х годов. Картинами, где в качестве коллективного героя присутствует «весь народ», могут быть сцены труда или проводов в армию, ярмарки и церковные праздники. В последних цветность палитры вновь обретает права. Это мотивировано апелляцией к национальному как положительному. Тема русской красоты и русской стихии ярко проявится позднее, в творчестве, например, Андрея Рябушкина или Филиппа Малявина.
Кроме того, молебны и крестные шествия занимали значительное место в народной жизни. Здесь следование правде отчасти могло вступать в конфликт с антиклерикальными настроениями некоторых художников, обращавшихся к этой теме…
(5 картин листать)
Пейзажи: хмурые дни, бесконечные равнины, переходные состояния природы
До передвижников русский пейзаж редко бывал вполне русским. В нём преобладали чужие, чаще всего итальянские, мотивы и романтический набор красот. Были лунные ночи, закаты и рассветы, морские шторма и прочее.
А в 1870-е годы, когда художники этой генерации впервые заинтересовались пейзажем, в фокусе оказалось отечественное как нарочито бедное. Размытые дождем дороги, неосвоенный простор, серое небо. Особняком здесь стоит Иван Шишкин с его любовью к изобильным хвойным лесам и ландшафтному богатырству.
Преобладающее время года — совсем ранняя, ещё почти зимняя весна или пасмурная осень — плохая погода. Преобладающая композиция — горизонтальный разворот поля, болота или чахлого перелеска.
В 1880-е годы у Саврасова, Левитана, Поленова, их учеников видовой и «метеорологический» ассортимент пейзажей расширится...
(6 картин листать)
Люди в пейзаже: охотники
Человеком природы в романтической живописи чаще всего бывал рыбак — «созерцатель». А вот передвижники предпочитали изображать охотника — «деятеля». С собаками и без собак, поджидающего вальдшнепа на тяге или отдыхающего на привале. Охотничьи рассказы проходили по разряду досуга, ничем не выделялись в общем потоке бытового жанра того времени ...
(3 картины листать)
Все иллюстрации для публикации взяты из свободного доступа в сети Интернет.
Взгляните на тематические подборки канала. Может быть, найдёте что-то новенькое или неожиданное для себя ?..
Обратите внимание на следующие подборки:
Посмотреть все тематические подборки, полистать другие публикации и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке https://dzen.ru/id/5fea6a1ac0060a2f292e44f9).
Источники:
1. Николай Троицкий. Культура: Искусство // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.
3. Н. А. Езерская. «Передвижники и национальные художественные школы народов России». (эл. версия)
4. Материалы с сайта arzamas.academy
5. Материалы с сайта culture.ru