Найти тему
Александр Майсурян

Что на планете Альфа — коммунизм или фашизм?

В ходе обсуждения темы советского художественного фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» (1986) возник вопрос о том, какой строй царит на планете Альфа. Мои критики написали, что там якобы установлен фашизм (!). Я же написал, что там коммунизм, хотя и изображённый с иронией, через сатирические очки: «Довольно символично, что сам Данелия в фильме сыграл эпизодическую роль Абрадокса с коммунистической (не социалистической) планеты Альфа. Которая тоже по-своему жестока. Гедеван и дядя Вова, пришельцы из социализма, могут находиться на этой планете, хоть и должны надеть респираторы, чтобы не портить её чистый воздух. А вот Би и господину Уэфу на Альфе существовать нельзя, их немедленно превращают в кактусы и отправляют в оранжерею... Альфяне объясняют: «Соседство с галактикой Кин-Дза-Дза — наша беда. Они снедаемы страстями. Порочными... А продолжение жизни в виде растений для них благо. И для всех... Вы напрасно беспокоитесь. В наших оранжереях прекрасные условия. Цветение, микроклимат, покой. Можно только позавидовать». Тогда, в 1986-м, это казалось ужасно жестоким (и возмутило Гедевана и дядю Вову до глубины души)». Добавлю, что теперь, по прошествии 35 лет, такое решение уже не выглядит наихудшим. Скорее, наоборот, излишняя мягкость и гуманность к «пришельцам с планеты Плюк» в 1986 году позволила им навязать порядки Плюка жителям всего СССР и других соцстран...
Но вернёмся к планете Альфа. Сатирическое изображение коммунизма (именно коммунизма, а не социализма) может показаться чем-то экзотическим в советской литературе, но... кто сказал, что коммунизм как строй полностью лишён недостатков и вообще стоит вне и выше критики?

Николай Носов в «Незнайке в Солнечном городе» (1958) тоже критиковал не социализм (при социализме в Цветочном городе жил Незнайка и его друзья, а Солнечный город — это была утопия будущего), а именно коммунизм, его слабые стороны (которые, как выясняется, есть), и ничего. Да и братья Стругацкие в «Трудно быть богом» (1964) тоже отмечали, что коммунар Румата Эсторский «бесконечно слабее Араты в его царстве зла»... И если бы только Араты... Он слабее и дона Рэбы.

-2

Планету Альфа земляне приняли поначалу за Землю, но это — улучшенная и облагороженная Земля

-3
-4

А какова, если судить по этим произведениям, «ахиллесова пята» коммунизма? Главная (но при этом самая опасная) слабость людей «мира Полудня» или «Солнечного города», которую в СССР, как мы видим, неплохо сознавали — это их неумение и неспособность активно бороться со «злом». С тем «злом», которое заключено в капитализме или феодализме, вообще любом строе, где «человек человеку волк». Потому что люди эпохи коммунизма с таким злом отвыкли сталкиваться и всерьёз бороться, оно для них непривычно. И поэтому оно то и дело кладёт их на обе лопатки. Даже Гедевану и Владимиру Александровичу, пришельцам из социализма, не сразу удаётся «включиться» в нужный уровень противостояния с жителями Плюка, они в нём поначалу проигрывают. Обитателям же Альфы это просто не по плечу. Поэтому они находят выход для себя в том, чтобы вообще отказаться от общения с плюканами. И мгновенно превращают их в кактусы в своих оранжереях...
Диалоги из фильма:
«― Здравствуйте.
― Мы пацаки с планеты Земля, а вы кто?
― Это планета Альфа. Сообщите ваши координаты Деконт, она переместит вас в точку отправления. Всего доброго. ...
― Девушка, а куда вы вот этих вот...
― В малый филиал оранжереи. Возьмитесь за руки.
― Вы что, действительно из людей кактусы делаете?
― Только из плюкан.
― Но наши не плюкане, наши хануидяне.
― Это неважно. Будьте любезны, наденьте дыхательные аппараты.
― Зачем? У вас хороший воздух.
― Именно поэтому.
― Ха! На неё посмотри!
― Спокойно. Одень, Гедеван. От имени планеты прошу, отпустите их, пожалуйста. А кто может решить этот вопрос?
― Абрадокс, но...
― Ну так веди к нему!
― Веди, а то сейчас я маску сниму и надышу вам тут!
― Вы напрасно беспокоитесь. В наших оранжереях прекрасные условия.
Цветение. Микроклимат. Покой. Можно только позавидовать.
― Тогда почему, родная, ты тут по травке бегаешь, а не там в горшочке сидишь?
― Будьте любезны, смотрите под ноги. Вы уже на третий росток наступили.
― Можете не продолжать. Нет. Соседство с галактикой Кин–дза–дза — наша беда. Они снедаемы страстями.
― Порочными.
― А продолжение жизни в виде растения для них благо.
― И для всех.
― Может, мы их вызовем и спросим? Пусть сами скажут, что для них благо, а что нет.
― Ну, если б им предоставили возможность что-либо решать, то...
― Девочка, вы тут самые умные? Это вам кто-нибудь сказал или вы сами решили?
― Не будем терять время попусту...»

А это цитата из того, что пишут мои оппоненты: «Почему вы считаете, что на Альфе изображено коммунистическое общество? Если на Плюке изображен «просто» капитализм, то на Альфе самый что ни на есть рафинированный фашизм с его разделением людей на сорта и культом экологии, которая «превыше всего». И в 1986 году это было очевидно, а уж сейчас очевидно до боли. Плюк и Альфа ― это две составляющие одного посткапиталистического общества: «рай» Альфы для избранных и Плюк как гетто для быдла. Всё, как сейчас... «Родной, правительство на другой планете живет!». «Другая планета» ― это и есть Альфа. Говорят же альфяне, что «Плюк это наша боль». Режиссёр изобразил то общество, которое наступит после крушения СССР».

Конечно, нелепую конспирологию про то, что «другая планета» ― это и есть Альфа, не стоит и опровергать, поскольку она ничем не доказана. Да и на самом деле это просто удачный афоризм, который не особо соответствует наблюдаемой в фильме реальности: как-никак «господин ПЖ» живёт не на «другой планете», а на том же самом Плюке.
Но главное ― альфовцы терпимо относится к жителям Земли и СССР, и крайне негативно ― к жителям галактики Кин-дза-дза. А если бы на Альфе был фашизм, то отношение альфовцев к советским и плюканам было бы ровно обратным...

А что нам дало это обсуждение? Среди прочего, оно дало понимание того, почему советские люди в ходе перестройки вчистую проиграли «плюканам» ― таким, как Би и Уэф, которые и стали господами в малиновых... ну, не штанах, а пиджаках. Но велика ли разница?

-5

Сеньоры и менестрель у ларька на Новом Арбате, Москва, 17 марта 1993. Как мог бы сказать зритель фильма Георгия Данелии, пацак играет чатланину в малиновых штанах малиновом пальто...