Найти тему
Искусство уже в пути

Интервью с Богом (2018)

"Кино&Со"

Это не полноценный отзыв, а, скорее, небольшой фрагмент мыслей по поводу фильма.

Прежде всего, надо подчеркнуть, что фильм изначально ориентирован на зрителя-христианина или достаточно знакомого с христианством. Это не значит, что он будет бесполезен или неинтересен остальным зрителям. Но тем не менее, оценивать данное кино надо, учитывая, что именно христианская позиция заложена в него изначально, самими авторами. И поэтому без знания христианства этот фильм будет, с той или иной долей вероятности, просто не понят зрителем.

Фильм отличный.

Кратко сюжет: переживая личную и семейную драму, только что вернувшийся из Афганистана журналист Пол Эшер получает предложение о встрече-интервью. Отличный способ снова войти в нормальную рабочую жизнь после увиденной разрухи войны и попытаться склеить свою разваливающуюся молодую семью. Отличный, по крайней мере, в том смысле, что работа всегда отвлекает от горестей и душевных проблем, давая шанс на передышку и накопление сил.

И особый интерес в том, что интервью предложил некий пожилой человек, назвавшийся Богом. Пол - верующий, но у него с этим много проблем. На самом деле, мы даже не представляем, сколько. И что он вообще задумал.

Три интервью, каждое в своём месте, прольёт свет на все тайны, так деликатно, что дивная мягкость сего света восстановит чудо обычной человеческой жизни во всей её простоте и человечности...

Встреча первая: парк-сад-Рай.
Встреча первая: парк-сад-Рай.
Встреча вторая: театр-драма-разделение лица и маски.
Встреча вторая: театр-драма-разделение лица и маски.
Встреча третья: лицом-к-лицу, диалог без антуражей. Почти тьма Синая, где нет места отвлечению ни на что окружающее.
Встреча третья: лицом-к-лицу, диалог без антуражей. Почти тьма Синая, где нет места отвлечению ни на что окружающее.

Пересматривала этот фильм множество раз, и поняла, что с каждым разом эти три интервью всё больше складываются из набора нескольких тем-вопросов, задаваемых то Полом, то Тем, кто в образе человека, в единый процесс: постепенного перевода Пола на новый уровень ответственности-свободы. И при этом поразительно, насколько с этой точки зрения (точки зрения финала и истинной цели интервью) красиво сделаны все нюансы трёх диалогов. Поначалу эти нюансы просто не замечаешь, потому что не знаешь финала и подлинного положения дел. Так, например, (если без спойлеров) становится видно, что Тот, Кто в образе человека, буквально с самого начала ещё 1го интервью несколько раз делает попытки заговорить о главном, том затаённом, что прячет Пол в душе. Но к этому главному выйти не так просто самому Полу. И все диалоги в итоге предстают очень гладко составленной дорогой, помогающей Полу всё-таки выйти к этому главному.

Эх, когда-нибудь хотелось бы мне написать подробный обзор этих диалогов... Просто потому, что всю эту ювелирную красоту очень легко не заметить, если искать в этом кино какого-то активного воздействия на зрителя через саму пластику и динамику кадра. Недаром некоторые зрители пишут, что в целом этот фильм смотрится как-то пресно и вяло. Он действительно на масштабе всего фильма довольно резко, почти механически, делится на "интервью" и "жизнь между интервью". Причём и то, и другое наполнено статикой беседы. Которая усугубляется тем, что мы на самом деле почти до конца не знаем, что же задумал Пол и что вообще происходит с этими интервью. Но если взять масштаб поменьше (сцена и её отдельные части и кадры), и смотреть фильм в таком режиме, то удивляешься филигранной работе режиссёра и его команды, так последовательно-логично прибавляющих к своей истории кадр за кадром, что они, словно красивые бусины, не только хороши сами по себе и по соседству друг с другом, но в итоге складываются в нечто новое-неделимое - ожерелье.

Финал-мир-рай.
Финал-мир-рай.

И наконец, добавлю, что я почувствовала в этом фильме какой-то подлинно библейский дух - скромный, лёгкий - дух того неуловимого, но явственного внимания к человеку и заботы о нём, который веет в книгах Библии. В частности, характерно, что персонаж Дэвида Стрэтэйрна (тот, кто назвался Богом) никогда не громко не говорит, кто он, не "давит авторитетом", предоставляя возможность Полу свободно выбирать, верить или нет. Это ясно напомнило мне то, как Христос не вламывается в душу людей, заставляя поверить в Себя.

© Павлова А.