Игнорирование проблемы и позитивное мышление не помогут ее решить. Вот более реалистичная формула для преодоления жизненных неудач.
Стремление к счастью любой ценой не является чем-то новым. Книги по самопомощи берут свое начало в христианских брошюрах середины XIX века, которые распространялись среди обездоленных, чтобы помочь им «улучшить себя». Сейчас это индустрия с миллиардными оборотами, в которой велнес-тренеры, чашки кофе, шипучие напитки и странные буддийские монахи говорят нам, что пределы счастья устанавливаем мы сами и наша способность создавать реальность из мыслей. В социальных сетях принимаются новые коды и появляются такие тенденции, как закон притяжения, манифестации для привлечения желаемого или, совсем недавно, «синдром удачливой девушки». Основная идея всегда одна и та же: если вы можете об этом мечтать, вы можете это сделать.
Судя по состоянию нашего психического здоровья, волшебный рецепт не совсем работает. Ситуация ухудшилась после пандемии и возвращается с последующими кризисами и общей неопределенностью. Мы знаем, у нас есть данные, и все же индустрия счастья продолжает расти, видеоролики девушек, утверждающих, что повторение фразы «Вселенная на моей стороне» дало им все, о чем они просили, множатся в количестве просмотров. Это свидетельство того, как люди жаждут любого инструмента, который может помочь им перейти в другую реальность, даже если она только в их голове.
Разрыв между реальностями неизбежно заканчивается разочарованием, потому что посыл о том, что «если ты можешь об этом мечтать, ты можешь это сделать», создает невозможные ожидания относительно внешности, образа жизни, отношений или смысла успеха. Это бред. У людей есть вполне реальные ограничения. Жестоко говорить им: «Ну, ваша проблема в том, что вы недостаточно оптимистичны». Еще раз говорить им, что они недостаточно хороши. Эти попытки диагностировать и решить социальные проблемы могут быть благими намерениями тех, кто их пишет, и их чтение может приносить удовлетворение, но если они не призывают к структурным изменениям, они являются лишь паллиативом.
Трагический оптимизм: другой способ решения проблем
Один австрийский психиатр и невролог Виктор Франкл, который пережил Холокост и посвятил остаток своей жизни поиску путей его осмысления, ввел термин «трагический оптимизм», который заключается в принятии позиции на полпути между тем, чтобы позволить травме поглотить нас и двигаться дальше, как будто ничего не произошло.
Для него проблема заключается в том, что когда люди думают об оптимизме, они думают о счастье, а это неправильно: то, чего вы хотите, – это смысл. Его оптимизм – это взаимодействие с миром таким образом, который дает вам смысл, и это трагично, потому что вы делаете это, признавая существование боли, вины, смерти. Что это означает на практике? Короткий ответ заключается в том, что в разгар травмы необходимо отказаться от поиска нарративов счастья или, возможно, даже благополучия.
Спустя десятилетия после того, как Франкл взял на вооружение эту установку, позволяющую сказать «да» жизни, несмотря на печаль, ее применили ее к новой коллективной травме, а ведущая консалтинговая компания WSGN выбирает ее в качестве одной из черт, которые будут характеризовать граждан мира в 2024 году.
Как применить трагический оптимизм?
Первый шаг – принять реальность. Токсичная позитивность – это не смотреть на проблему. Не решать ее. Двигаться дальше. Мы должны признать, что иногда что-то является просто проблемой, а не учебным опытом. Это не значит, что это конец. Это не значит, что вы не выберетесь из этого. Но для того, чтобы это сделать, вы должны дать этому название.
Речь идет не о том, чтобы пройти через это, страдая по минимуму, или игнорируя это и проявляя позитивные мысли так, чтобы страдания испарились. Речь идет об отказе позволить травме определять и поглощать нас и о построении новых повествований, придающих смысл нашей жизни, поскольку этот опыт меняет наше отношение к миру.
Здесь кроется большое отличие от индустрии экспресс-счастья. Смысл – это нечто очень личное, его нельзя установить в виде стандарта, трех золотых правил и продать в виде книги по самопомощи. Поиск смысла состоит из двойного взгляда: сначала внутрь, чтобы усвоить опыт и найти новые слова, идеи и оценки, с помощью которых можно определить себя. Затем наружу, чтобы поделиться ими с другими и осознать себя частью чего-то общего.
Одним из ужасных последствий токсичного оптимизма является нарциссизм и эгоизм, эта идея, что все это может быть моим, если я буду думать об этом правильным образом. Трагический оптимизм – это взгляд внутрь и действие вовне. Это может показаться клише, но именно так люди раньше находили смысл жизни. Подумайте: в мире, наполненном такой болью, что я могу сделать, чтобы он стал немного лучше? Начните с людей, которым вы можете помочь. Это не должно быть причудливым, ярким... никто не обязан писать об этом целую историю.